В НАО продолжаются межведомственные учения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации «Безопасная Арктика–2023».
В четверг, 6 апреля, прошли учения по отработке авиакатастрофы вахтового вертолёта Ми-8 в труднодоступной местности. Они развернулись на двенадцатом километре Лаявожской дороги.
По легенде, сообщение о катастрофе поступило сначала от водителя, проезжавшего мимо места крушения вертолёта. Об увиденном он сразу сообщил в Единую диспетчерскую службу 112. Через три минуты данные обновились – водитель увидел дым. В то же время информация подтвердилась через Единую систему управления воздушным движением.
Счёт на секунды
Первыми на место происшествия прибыли сотрудники двух постов охраны посёлка Искателей и первой пожарной спасательной части.
– В районе двенадцатого километра видим дым, проехать туда у нас возможности нет. Требуется беспилотный летательный аппарат для проведения разведки. Нужны спасатели на вездеходной технике, также полиция и скорая помощь. Всё присылайте сюда, как принял? – донеслось из рации на наблюдательном посту.
На горизонте появился автомобиль оперативного дежурного по территориальному гарнизону. Вдалеке раздавались звуки сирен.
Треск рации… И твёрдый голос возвестил о том, что колонна служб спасения вышла к месту происшествия. Следом стартовала его разведка.
– Беспилотный летательный аппарат необходим для разведки места ЧС. Он даёт предварительную информацию, чтобы наземные силы экипировались соответствующим ситуации оборудованием и могли пробиться на снегоходной технике к месту катастрофы, – рассказал заместитель начальника ГУ МЧС России по НАО Александр Игнатьев.
Незамедлительно началась подготовка к вылету группы спасателей РПСБ (региональная поисково-спасательная база).
Колонну на дороге замкнули два мультипогрузчика со снегоходами. За это время спасатели сгруппировались с пожарными, чтобы пробиться к месту катастрофы на Трэколе. При этом, возвращаясь к легенде происходящего, надо понимать, что вертолёт на 80% уничтожен огнём. Алюминиево-магниевые сплавы горят очень быстро. По предварительной оценке, спасатели насчитали десять пострадавших с переломами и ожогами, в том числе верхних дыхательных путей.
Трэкол замер на месте – спасательная группа в унисон друг другу снижает давление в колёсах для проходимости по заснеженной местности. Трёхминутная задержка – и снова вперёд. Параллельно на дороге разгружалась снегоходная техника, чтобы вторая группа спасателей могла продвинуться к месту чрезвычайной ситуации.
– Вся группировка техники составлена так, чтобы во время учений мы могли опробовать различные типы снегоходов. Таким образом, на практике мы видим, что Трэкол уверенно движется по сложной местности. Также наши ребята применят снегоболотоход «Арго» и два снегохода с различными типами нарт. Один из них был разработан и собран нашими спасателями, второй – заводского изготовления. После учений все данные будут проанализированы и применены в дальнейших спасательных операциях, – пояснил заместитель начальника ГУ МЧС России по НАО Александр Игнатьев.
После прибытия спасатели методом быстрой сортировки осмотрели пострадавших. Шум вертолёта, а за ним – снежная пелена, на минуту скрывшая место происшествия. Он готовится выйти на курс десантирования спасателей Россавиации.
При этом на Лаявожской дороге развернулся лагерь оказания первой помощи пострадавшим.
– Эти учения необходимы, чтобы жители нашего округа чувствовали себя в безопасности. Не так важно, где они живут: в Усть-Каре, Каратайке, Неси, Шойне, в Нарьян-Маре или в Припечорье, – рассказал наблюдавший за учениями глава НАО Юрий Бездудный. – В округе, где жителям приходится часто летать, очень важно отработать на учениях спасение пассажиров при авиакатастрофе.
Двух условно пострадавших в бессознательном состоянии подняли с помощью лебёдки в зависший над местом ЧС вертолёт. Остальных – вывозили на нартах в лагерь, где их внимательно осмотрели и подготовили к госпитализации в стационар ненецкой окружной больницы.
– В ходе отработки учебных вопросов проведён сравнительный анализ снегоходной и вездеходной техники для транспортировки пострадавших в труднодоступной местности. Также мы применили ранцевую установку пожаротушения «Игла», которая используется при отсутствии огнетушащих веществ, то есть воды. В ликвидации ЧС участвовало 38 человек личного состава и 13 единиц техники, – подвёл итоги начальник Главного управления МЧС России по Ненецкому автономному округу, полковник внутренней службы Дмитрий Зайцев.
Учения в Баренцевом море
Параллельно на морской нефтедобывающей платформе «Приразломная» в Баренцевом море и прибрежной полосе посёлка Варандей проходили более масштабные учения. В них задействовали 174 спасателя и свыше 20 единиц техники и аварийно-спасательного оборудования.
Согласно легенде в результате разгерметизации системы отгрузки при передаче нефтепродуктов с платформы на танкер произошёл выброс жидкости в акваторию.
Сбор нефтесодержащей жидкости осуществлялся аварийно-спасательным судном «Балтика», судами обеспечения «Сахалин» и «Алеут». Для проведения мониторинга акватории был задействован вертолёт.
При отработке практической части мероприятия привлекались персонал платформы «Приразломная» и аварийно-спасательные формирования, несущие постоянное дежурство на ней и в вахтовом посёлке. Также не обошлось без помощи морских судов, авиации, нефтесборного оборудования.
– Продемонстрировали чёткое взаимодействие дежурно-диспетчерских служб, высокий уровень технической оснащенности и профессиональную подготовку спасательных подразделений на море и на берегу. Это позволило выполнить весь комплекс поставленных задач по ликвидации последствий имитированной аварии, – отметил заместитель начальника Главного управления МЧС России по Ненецкому автономному округу Андрей Брылев.
В ходе учения апробированы методы научных исследований МЧС России по оценке рисков подводных потенциально опасных объектов, последствий горения нефти и нефтепродуктов, а также методы определения масштабов ущерба при ЧС.
Прибывшие на платформу сотрудники МЧС России, ВНИИ ГОЧС отметили высокую готовность «Газпром нефть шельфа» к выполнению действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти в оперативной зоне ответственности платформы «Приразломная».
– Безопасность Арктики – наш приоритет. Мы стремимся минимизировать риски и работать в гармонии с природой. Этому способствуют уникальные технологические решения «Приразломной», а также постоянная отработка алгоритмов реагирования на нештатные ситуации. Мы регулярно проводим учения, моделируем ситуации разного уровня сложности, повышаем уровень координации с флотом, авиацией, наземными оперативными службами и другими организациями, работающими в акватории и на побережье Баренцева моря, – подчеркнул генеральный директор «Газпром нефть шельфа» Игорь Рустамов.