Ненецкий округ второй раз участвовал в Тотальном диктанте. В этом году «ученики» сели за парту не только в Нарьян-Маре, но и в Тельвиске. В городской школе № 4 старательно выводил буквы 201 человек, а в ДК «Престиж» – 36. Итого, 237 участников акции дал наш заполярный регион. А во всем мире 6 апреля русскую орфографию и пунктуацию укрощали почти 35 тысяч человек.
Оказывается, Тотальный диктант дает возможность не только проверить свою грамотность, но еще и подтянуться по географии. В списке «тотальщиков» в этом году – 180 населенных пунктов во всех уголках мира. Но, если где находятся Инсбрук, Андорра, Бейрут, Бишкек, Бостон, Дубай, Загреб, Хургада, Хуахин, Париж, Окленд, Омск, Томск, Москва и многие-многие другие российские города – мне известно, то вот Брисбен, Верх-Чебула, Голуэй, Нант, Ла-Пас, Бохум, Лимасол, Калтан заставили меня поблуждать по глобусу, прежде чем я их отыскала.
Международная панорама
Хочется, чтобы участники Тотального диктанта ощутили всю мощь этого уникального международного проекта, прониклись чувством гордости от того, в каком масштабном действе они участвовали. Для сравнения несколько цифр: в Олимпиаде, которая проходила в 2012 году в Лондоне, за медали боролись около 13 тысяч спортсменов, а Тотальный диктант писали почти 35 тысяч. Чувствуете размах?! Еще статистика: в финальном турнире Чемпионата мира по футболу, который проходит раз в четыре года, за победу борются команды 32 стран, а в Тотальном участвовали 35 государств.
В столице Ливана Бейруте за парты село 29 человек. Причем, четверо – это ливанцы, которые никогда не были в России. «Спасибо за потрясающую акцию! Очень ждем встречи в следующем году!» – написали на сайте ливанские «тотальщики». Кстати, с непростой пунктуацией Дины Рубиной (именно она была в этом году автором текста для диктанта) не справился в Бейруте никто, но это не могло отменить праздник родного (а для некоторых и неродного) языка.
«Живя за границей, мы никогда не забывали, что мы русские. А Тотальный диктант дал повод собраться вместе и говорить на родном языке», – телеграфируют на сайт участники ТД из крошечной Андорры.
В Берлине второй раз проводили диктант, и количество писавших возросло в этом году в два раза. Может, и Ангела Меркель, которая хорошо говорит по-русски, в следующем году вступит в ряды «тотальщиков»?
В Москве 6 апреля были открыты одиннадцать «тотальных» площадок. По этому показателю Белокаменную переплюнул только Новосибирск – родоначальник этой международной масштабной акции. А диктовали в этом году в Москве артисты Леонид Ярмольник, Алексей Кортнев, Юрий Колокольников, писатель Дмитрий Быков (автор текста ТД в 2011 году).
В Лондоне текст участникам диктанта читала журналистка Божена Рынска, в Риге – кинокритик и журналист Вадим Агапов, в Сиднее – народный артист СССР Александр Диаманди, в Праге – публицист и радиожурналист Иван Толстой.
В Окленде организаторы ТД были вынуждены прекратить запись уже за неделю до акции, потому что мест в зале было всего сто, и они были моментально заняты.
Кто бы мог подумать, что в боливийском Ла-Пасе и малазийском Куала-Лумпуре найдутся по одному человеку, кто напишут ТД на «четыре»?
«Шестого апреля на ТД мы шли, как на праздник. Когда в фойе католического университета Ла-Паса я увидела, что так много соотечественников, сохраняющих родной язык, очень удивилась», – написала на сайт «тотальщица» из Южной Америки.
Тотальный диктант во французском городе Нант имел кофейный аромат, организаторы открыли площадку в небольшом кафе, а приглашение звучало так: «Приглашаем всех желающих бесплатно угоститься ароматным кофе и свежими круассанами, а заодно написать диктант на русском языке». Сложно сказать, что оказалось привлекательней, но свободных столиков 6 апреля в кафе не было. Причем, среди писавших были и французы. Пожалуй, не зря говорят, что у русских и французов много общего и в характере, и в культуре: из сорока парижан, писавших текст Дины Рубиной, для девяти «русский язык не родной, но любимый», как сказал один из месье.
«Тройка», «пятерка», «два»
Как только 8 апреля появились первые итоги Тотального диктанта, Интернет взорвался. На разный манер: ехидно, зло, обидчиво, пафосно (читай: с налетом а-ля патриотизм) стали обсуждать, что за диктант оказалось так много «двоек».
«Россияне не знают родной язык», «Позор международного масштаба: россияне-двоечники», «Немытая безграмотная Россия» – захлебываясь в истерии собственного незнания, верещали «грамотеи». Причем, я уверена на все сто, никто из них сам не сел 6 апреля за парту и не попытался написать текст диктанта.
Другие говорили о самом тексте и обращались к организаторам с просьбой сделать в следующем году пунктуацию проще, что «такой сложный с точки зрения пунк-туации текст Рубиной» невозможно было написать на «пять».
Действительно, синтаксис был непростой, действительно, вспомнить все правила пунк-туации спустя 30 лет после школы сложно. Но ведь и не все спортсмены с Олимпийских игр уезжают с «золотом». Один из постулатов международной интеллектуальной акции «Тотальный диктант» гласит: текст обязательно должен быть написан современным автором на современном русском языке и не может быть слишком простым.
Кроме того, можно было бы ругать текст, если бы не было тех, кто все-таки получил «пятерку» (а это те, кто ошибся лишь в двух запятых).
Всего «тотальных» отличников в этом году – около 400 человек на 35 тысяч участников акции. Больше всего «пятерок» у Новосибирска, видимо, за десять лет, что проходит у них ТД, они, что называется, руку набили. Москва дала 16 отличников.
А ученица 9-го класса Руфина Жубанова из села Растопуловка Астраханской области написала диктант вообще без единой ошибки!
Чтобы читатели представляли уровень требований, скажу, что получить оценку «хорошо» могли лишь те, кто допустил не больше одной орфографической и двух пунктуационных ошибок, для удовлетворительной оценки граница была не более семи любых ошибок.
– Мы считаем всех участников настоящими героями! Участие в диктанте – это, в первую очередь, состязание с самим собой. А оценка – не клеймо, а повод выяснить, над чем стоит работать. Для нас нет «двоечников» и «отличников», для нас все участники – это неравнодушные, активные люди, которым не все равно, – отметил один из зачинщиков акции Егор Заикин.
О «тотальном» Нарьян-Маре
У нас в городе ТД прошел во второй раз. Под лупой статистики мы выглядим так: участников, повторяю, – 237 человек (для сравнения: в миллионном Омске – 250). Мужчин, рискнувших вспомнить школьные годы, всего 40 человек. В этом году активно участвовали в диктанте школьники, их было около 70 человек (в прошлом – 17). Увеличился и список профессий, представители которых пришли на ТД: медики, учителя, воспитатели, госслужащие, бухгалтеры, журналисты, нефтяники, вахтеры, сторожа, водители... С диктантом справились около 20 процентов писавших.
Но хватит цифр, они все равно не смогут передать атмосферы, которая царила в зале 6 апреля. Можно сказать, что праздник русского языка жители округа отметили на «отлично».
Общее настроение зала менялось каждую минуту.
На регистрации – нерешительность.
В первые минуты диктанта волнение и удивление: «Ничего себе, вот это текст! Здравствуй слово «экзистенциальный».
Потом сосредоточенная и внимательная работа.
Восторг, последнее предложение! Аплодисменты! Да, да, аплодировали в актовом зале СШ №4 как на концерте какой-то мега-звезды. Конечно, участники диктанта так благодарили организаторов, но больше всего дружные овации выражали общее настроение: «Я это сделал! Ура!».
Для меня все писавшие – это и есть мегазвезды, поэтому я тоже им аплодировала. Хорошее настроение подкрепили вкусными булочками и чаем. Видите, это сценарий праздника, а не экзамена.
Время раздавать оленей
Но, как говорится, пришло время раздавать слонов. Правда, в Нарьян-Маре, благодаря Первому рекламному агентству, сложилась традиция раздавать «тотальных» оленей. Восьмого апреля щедро одарили участников ТД – решили: раз это праздник, нужно дарить подарки. И сделали 21 номинацию. Расскажу лишь о некоторых из них.
Конечно, главные герои – это номинанты «Лучшего результата». Их в этом году всего пятеро – начальник отдела Пенсионного фонда России по НАО Ольга Парфёнова, главный редактор газеты «Выбор НАО» Ольга Ильина, ведущий специалист аппарата администрации НАО Татьяна Калашникова, редактор сайта Ненецкой ТРК Татьяна Поздеева и воспитатель д/с «Ромашка» Екатерина Одегова.
Среди победителей есть и «тотальщица» со стажем. Ольга Парфёнова – обладательница уже двух «тотальных» оленей. Желаем ей обзавестись стадом!
В номинации «Шаг до победы» отмечены те, кому всего одна ошибка помешала получить «четверку», это – Наталья Лысак, Любовь Сапрыкина, Екатерина Казаченко, Надежда Попова, Александр Лапанович, Анджела Тильняк.
Поскольку 2013 год объявлен в НАО Годом семьи, организаторы придумали номинацию «Тотальная семья». Если в диктанте участвовали трое и более человек из одной семьи, им полагались призы.
Традиционно чествовали самого юного участника и самого зрелого. В Нарьян-Маре эти призы достались первокласснице Алине Чупровой и 77-летней Рине Миротиной, а в Тельвиске – Леониду Чувикову и Валентине Шевелевой.
Нашли олени своих хозяев и в номинации «Самый красивый почерк». Они достались Наталье Васькевич, Павлу Алексееву, Фёдору Валею и Светлане Нургалиевой.
Проект ТД – полностью волонтерский, поэтому организаторы не скупились на благодарность многочисленным соратникам и помощникам. Отдельное спасибо было сказано «тотальному» партнеру – компании «Тоталь Разведка Разработка Россия», благодаря которой состоялись курсы «Русский по пятницам», приехала в округ филолог Ольга Северская, участники получили в подарок экологически чистые сумки, ручки, флэшки.
Отдельно организаторы оценивали сочинения «Как я писал Тотальный диктант». Тройка победителей: Татьяна Зуева, Марина Боровинских, Ольга Дитятева.
Акция завершилась, а организаторы ТД в НАО делают работу над ошибками и уже решают, что будет дальше: как и чем порадовать «тотальщиков» в следующем году.
Диктант, который мы писали
Зло во благо или благо во зло?
Вопросы, относящиеся к могущественному Интернету, вполне можно назвать экзистенциальными, как и вопрос о том, что мы делаем в этом мире.
Нет такого прибора, который мог бы определить явную пользу и столь же явное зло, что приносят нам все великие изобретения, как нет и возможности отделить одно от другого.
– Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества, – возразил мой друг, известный физик, давно живущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет). – С моей точки зрения, это замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные люди получили возможность общаться, объединяясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде: разве интернет-коммуникация для них не великое благо? А плебс так и останется плебсом, с Интернетом или без. В свое время монстры покроя Гитлера или Муссолини, при наличии лишь радио и прессы, ухитрялись убийственно воздействовать на массы. Да и книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам – бумага стерпит все, как и Интернет. Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла, так же как огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия. Все зависит от того, кто им пользуется. Это настолько очевидно, что даже скучно обсуждать. Напишите лучше о том, – добавил профессор, – как трудно в наш век стать взрослым, как целые поколения обречены на вечную и необратимую незрелость…
– То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – Как раз там я прочитала на днях: «Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство без Интернета».
Так что мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия? И существует ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия, подаренного нам непознаваемым гением Вселенной?
Дина Рубина
Как я писала Тотальный диктант
Со школьных лет ненавижу диктанты. Изложение или сочинение – это другое дело.
Вы спросите, почему? С удовольствием отвечу старым доб-рым анекдотом: «Начальник вызывает секретаршу и говорит ей: «Напечатай, пожалуйста, распоряжение провести совещание во вторник». Секретарша уходит, через пять минут возвращается со словами: «Иван Иванович, а как пишется: вторниК или вторниГ?». Начальник думает, вздыхает и отвечает ей: «Не знаю, посмотри в словаре». Проходит еще пять минут, секретарша снова возвращается и растерянно говорит: «Иван Иванович, а в словаре такого слова на букву «Ф» нет!» Начальник морщит лоб, вздыхает и отвечает ей: «Ладно, так и быть, перенесем совещание на среду!».
Диктант – это шаг влево, шаг вправо – ошибка, и если орфографической ошибки еще можно избежать, то синтаксической – никогда. Ведь кто ж его знает, что чувствовал автор, когда писал текст, а ведь именно от его чувств (читай – с какой ноги встал) зависит, что там должно быть: тире, запятая, двоеточие или вообще ничего. Конечно, есть святое правило: не знаешь, что ставить – ставь запятую. Но это же неинтересно!
А тут вдруг у меня что-то где-то загорелось: хочу! Тотальный (по-русски – всеобщий) диктант! Написать! Ну, вот хочу – до смерти. Даже в выходной день готова поехать к черту на рога (в город)! Поехала.
Без приключений, разумеется, не обошлось. Сначала я забыла дату ответственного мероприятия и спохватилась в последний момент. Слава богу, мир не без добрых людей, опять же – не имей сто рублей, а имей сто друзей. Записали, сказали, куда и когда приехать.
В гардеробе опозорилась: на вороте моей шикарной шубы вместо аккуратной петельки торчал бесформенный огрызок. С укором во взоре гардеробщица повесила бедную мою шубу на плечики.
Вошла в зал: народу! У всех такие умные лица, я даже оробела на минуточку. Тут выяснилось, что люди две недели ходили на курсы, правила учили. Все, думаю, приплыли. Сейчас опозорюсь.
А интересно как! Снова чувствую себя молодой, худенькой, ничего не болит и морщин нет.
На столах лежат бланки, которые нужно будет заполнить, ведущие ходят по залу и для «особо одаренных» громко повторяют, чтобы сами, без команды ничего не писали. Интересно, были испорченные бланки или нет?
Наконец, действо началось. Все в едином порыве навострили уши – чувство единения потрясающее! Текст, который нужно было написать, прочитали громко, с выражением два раза – ведущая вживую и автор с экрана.
То ли от волнения, то ли от особенности устройства моего мозга текст на слух показался очень сложным по содержанию. Понятно, что язык русский, но вот о чем там? – вопрос.
Рассматривать публику даже в голову не пришло, поэтому о соседях ничего сказать не могу, но скрип извилин отчетливо слышала.
Начала писать. Пишешь – перечитываешь, осмысливаешь текст, всматриваешься в слова, буквы, вслушиваешься в музыку фразы, знаки препинания приходят сами, встают на свои места. Еще раз перечитываешь – вдруг замечаешь, что одной запятой на месте нет – будто яма на дороге, скорее запятую ставишь. В другом месте запятая лишняя – ухаб на дороге – скорее ее зачеркиваешь. Несколько секунд, чтобы удостовериться – слово «также» здесь пишется вместе. Перечитываешь текст еще раз, сливаешься с ним. Текст удивительно напевный, ритмичный, сами собой некоторые запятые меняются на тире, на двоеточия – так гармоничнее, красивее.
Очень мешают громкие, непрерывные звуки из динамиков – голоса ведущих. Острая потребность в нескольких минутах тишины, чтобы иметь возможность сосредоточиться, прочувствовать этот удивительный текст, его смысл, его ритм. Досада. Опасение, что есть ошибки, которых могло бы и не быть.
Все. Листки собраны. Ничего не изменишь. Как всегда, не хватило нескольких минут.
А потом награда – чудесные, вкуснейшие пирожки и чай. Всем. Сколько хочешь. В меня поместился только один. По-этому я прикинулась бедной овечкой и прихватила с собой еще пару, с другой начинкой. Стыдно, конечно, но не умею я делать пирожки!
А на добрую память (для потомков тоже) мне останется диплом об участии в Диктанте-2013 и сумочка – замечательная, экологически чистая, из натуральной ткани, чудесного цвета слоновой кости с красным логотипом, восхитительно благоухающая чистотой, новизной и счастьем.
Татьяна Зуева