Вы здесь

На земле и в небе – правила строгие

Сотрудники Нарьян-Марского авиаотряда и ветераны предприятия готовятся к профессиональному юбилею. Семьдесят лет назад, 30 сентября 1946 года, в Нарьян-Маре был организован 228-й авиа-отряд Северного территориального управления Гражданского воздушного флота, он и стал началом современного авиапредприятия.

Судьбы сотен людей, да и самого Ненецкого округа, неразрывно связаны с авиаотрядом. Для одних авиация, зачастую, единственный способ добраться в нужную точку округа, для других – любимая работа.

Асхат Бадрутдинов прибыл в Нарьян-Мар молодым пилотом в 1977 году и уже почти сорок лет служит своему делу. Тридцать три года он отработал командиром и пилотом-инструктором вертолета Ми-8, а с 2009-го возглавляет штаб летного отряда.

О том, что непременно станет летчиком, Асхат Гарафутдинович знал еще в раннем детстве.

Он родился четвертым ребенком в простой семье, с авиацией не связанной. Родители работали на заводе, жили на окраине Ярославля в деревянном доме, который отец построил своими руками. А рядом был большой военный аэродром, и каждый день Асхат бегал смотреть, как взлетают в небо самолеты и мечтал, что когда-нибудь научится летать и сам.

Он хорошо учился в школе, особенно любил физику, по химии тоже всегда была твердая пятерка. Учителя и одноклассники прочили ему будущее доктора, но у юноши были совсем другие планы.

Получив аттестат, вместе с товарищами он пошел в военкомат, где формировали группу для поступления в Тамбовское военное летное училище. Стать военным летчиком ему было не суждено – не прошел медкомиссию. Но первые трудности, с которыми пришлось столкнуться, только закалили характер и укрепили веру в мечту.

Он снова пришел в военкомат, получил направление в Ярославский авиационный центр на курсы пилотов вертолета Ми-1. Успешно прошел теоретическую подготовку, отработал практику, прыжки с парашютом и получил звание сержанта. Следующим этапом стало обучение в Вязниках Владимирской области, уже на пилота Ми-4. В звании младшего лейтенанта запаса и с офицерским военным билетом он вернулся на родину и... пошел работать на Ярославский моторный завод, где работали родители и сестра.

Но через пару лет все же принял предложение Кременчугского училища и поехал туда поступать. И уже через полтора года получил красный диплом пилота Ми-8. Отличникам можно было выбирать регион, в котором предстоит работать, и когда перед Бадрутдиновым положили карту страны, он решил отправиться в Нарьян-Мар.

– О Нарьян-Маре я до того времени не слышал, но решил поехать именно сюда, многие из нашего выпуска отправились в Архангельск, – вспоминает Асхат Гарафутдинович. – Это было в ноябре 1977-го, приземлились в Нарьян-Маре в два часа дня, а на улице – тьма, ничего не видно, холодно, за пассажирами приехал старый красный автобус и повез в город. Нас поселили в общежитии на Смидовича, 34. А на следующий день пошли устраиваться на работу, получили спецодежду – унты и теплые куртки. Так началась моя новая жизнь.

Дальше была наземная подготовка, проверка в полете и направление в экипаж. Асхату Бадрутдинову посчастливилось летать с Николаем Васильевичем Полубояровым, вместе они облетели весь округ, долгое время работали на Новой Земле. Еще одним своим учителем он называет Владимира Ивановича Журавлёва.

Асхату Гарафутдиновичу понадобилось всего два с половиной года, чтобы стать командиром вертолета. А к нынешнему времени он уже и сам воспитал целое поколение пилотов, среди которых командир летного отряда Игорь Образок, его заместитель по организации летной работы Александр Король и многие другие, всех не перечислишь.

– Я никогда не пожалел, что выбрал именно эту профессию, сравнить работу в небе невозможно ни с чем! – говорит Асхат Бадрутдинов.

Он облетел всю тундру Ненецкого округа, доставлял пассажиров в поселки и геологов на буровые. Добирался на вертолете до самой макушки Новой Земли – Мыса Желания, перегонял машины из Нарьян-Мара в Петербург, Энгельс и Улан-Удэ. За годы летной деятельности провел в небе 16 тысяч безаварийных часов.

– Главная задача в нашей работе – воспитать в себе уверенность, чтобы в любой обстановке без мандража ты мог среагировать адекватно, на основе имеющихся знаний и профессионализма. Интересных случаев не бывает, работа заключается в том, чтобы перевезти людей и грузы безопасно. Как сказано в нашем руководящем документе, наставлении по производству полетов, самое важное в деятельности гражданской авиации – это безопасность полетов. Полетел на хорошей машине – верни ее на место в таком же состоянии. Порой не все зависит от человека, но за все годы техника не подвела мой экипаж ни разу, это говорит и о качестве работы наших наземных служб, – считает Асхат Гарафутдинович.

Вот уже почти семь лет он – начальник штаба, на его столе находится вся документация, касающаяся деятельности летного отряда. Справки и документы разложены ровными стопочками, карандаши остро заточены, нигде ни пылинки – в общем, на земле он такой же аккуратный и педантичный, как в полете. Даже близкие порой шутят, что в его доме чисто, как в операционной.

Обычная, так сказать, земная жизнь в Нарьян-Маре у Асхата Бадрутдинова тоже была насыщенной и интересной. В общежитии надолго не задержался, в 80-м женился, родились дети. Любимым увлечением всегда были и остаются прогулки пешком и на лыжах. Машина есть, но пользуется ею только в случае необходимости, например, когда на огород надо отвезти картофельную рассаду. Кстати, огородничество – еще одно его давнее увлечение, привитое родителями. Как настоящие северные мужчины он любит рыбалку, костер и наваристую уху из походного котелка, а когда выпадает возможность слетать куда-нибудь пассажиром, ее не упускает.

Скучает ли он по небу? Не признался. Говорит, что в авиации, как и в спорте, уходить надо вовремя, а 16 тысяч часов хватило, чтобы налетаться, но всегда приятно снова подняться на борт, ощутить знакомый запах и шум вертолета…