Вы здесь

Передовой опыт Ненецкого округа

Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил управленческую инициативу Агентства стратегических инициатив России по реформированию административной системы в регионах. Между тем в НАО аналогичная реформа уже идет полным ходом.

На заседании в Ново-Огарево главе государства Наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив России был представлен проект создания Национальной управленческой инициативы в целях повышения эффективности управления территориями. Авторами предлагается стабилизация финансового положения в регионах, с помощью перераспределения внут-ренних ресурсов регионов, где районные и городские администрации работают крайне неэффективно, выполняя дублирующие полномочия, и несут огромные расходы.

При этом аналогичная система уже реализована в Ненецком автономном округе губернатором Игорем Кошиным. К примеру, до того, как в начале 2015 года вступил в силу новый окружной закон реформирования административного аппарата, в округе на небольшое количество учебных заведений (37 школ), приходилось три управленческих организации: районная, городская и окружная, которые фактически выполняли одну и ту же работу. И треть времени уходило на внутреннюю переписку, а не на работу.

Благодаря реформе, средства, сэкономленные на зарплате чиновников, были направлены в реальный сектор, позволили выполнить социальные обязательства и дальше развить муниципальные программы. Чиновники администрации стали нести персональную ответственность за выполняемую работу, увеличив, тем самым, эффективность своей деятельности.

Ненецкий округ, по данным независимых исследований Агентства политических и экономических коммуникаций, по итогам 2015 года вошел в список регионов, где функционирует эффективный управленческий аппарат и занял там одну из лидирующих позиций. По мнению исследователей, эффективность власти НАО вызвана грамотной антикризисной политикой и реализацией требований к социальной политике федерального центра.

Внедрение программы по увеличению эффективности управленческого аппарата во все регионы страны в рамках Национальной управленческой инициативы было одобрено на заседании президентом Путиным.

Это сообщение мы попросили прокомментировать представителей исполнительной и законодательной ветвей власти округа, руководителей предприятий.

Сергей Ружников, первый заместитель губернатора НАО:

– Игорь Кошин с самого начала поставил задачу реорганизовать систему управления в округе, чтобы сделать ее более эффективной. И можно видеть, что решалась она последовательно, шаг за шагом. Во-первых, была достигнута договоренность с губернатором Архангельской области о возвращении в округ государственных полномочий. Это позволило приступить к решению большого круга проблем, которые накопились за несколько лет. Хороший пример тому – начало строительства и реконструкция автомобильных дорог.

Во-вторых, округ взял на себя часть полномочий, которые исполняли муниципальные власти. Для чего это сделано, тоже понятно – чтобы убрать промежуточные звенья в управлении полномочиями с целью сокращения времени реализации принятых решений и некоторого сокращения общего числа чиновников, занятых в процессе работы. К сожалению, в этом вопросе округ встретил недопонимание и противодействие исполнительной и законодательной власти Нарь-ян-Мара, в связи с чем потеряно много времени на преодоление необоснованного сопротивления. Из-за чего пока не удалось приступить к разработке мероприятий, направленных на техническое переоснащение и организационную оптимизацию коммунальной сферы в городе с целью повышения надежности ее работы и уменьшения затрат на обеспечение коммунальных услуг.

В-третьих, получили развитие поддержка предпринимательства и производства через субсидирование конечного продукта. Сегодня это дало первые результаты, особенно в сельском хозяйстве. В-четвертых, взят курс на то, чтобы социальная помощь была адресной.

Процесс реорганизации проходит очень непросто. Некоторые решения устраивают не всех, но, в конечном счете, они принимаются в интересах абсолютного большинства населения города и округа. Важно, чтобы жители Ненецкого округа с пониманием относились к происходящим переменам и доверяли своему губернатору.


Анатолий Мяндин, председатель окружного Собрания депутатов: 

– С 1 января 2015 года вступил в силу окружной закон 95-оз о перераспределении полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Документ был подготовлен на основании федеральных законов, которые устанавливают возможность на уровне субъектов РФ перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти региона.

На мой взгляд, закон повышает качество системы управления в округе, позволяет каждому уровню власти самостоятельно решать свои вопросы в пределах собственных доходов, повышает ответственность должностных лиц. Закон также устраняет сложные и длительные процедуры финансирования и софинансирования при решении отдельных вопросов местного значения, устраняет излишнюю отчетность, что позволяет уменьшить количество чиновников.

До принятия закона 95-оз, местное самоуправление в округе было загружено очень многими полномочиями и, к сожалению, не всегда успешно с ними справлялось. Сейчас местному самоуправлению оставлен тот объем полномочий, который подтвержден его доходной базой. Это позволяет полноценно исполнять полномочия в пределах средств, которые есть в местных бюджетах. В настоящее время выстроена эффективная системная работа всей вертикали власти округа: устранено дублирование функций, когда параллельно одним и тем же делом занималось сразу несколько властных структур.

На заседании АСИ опыт нашего округа предложили сделать Национальной управленческой инициативой. Это говорит о том, что закон о перераспределении полномочий был принят вовремя, и сделано это было правильно.


Александр Лутовинов, председатель комитета Собрания депутатов НАО:

– Округ долгое время жил в благоприятных условиях: бюджетные доходы позволяли не думать об эффективности управленческих процессов и бюджетных расходов. Но жизнь неумолимо меняется. Сейчас на первый план выходит ситуация в экономике, способность руководителей субъектов обеспечить антикризисную эффективность, несмотря на непростые условия, обеспечивать социальные гарантии, выполнение намеченных социальных программ.

Всякие перемены, даже перемены к лучшему, могут оказаться достаточно болезненными. Точно так же неоднозначно воспринимались принятие и реализация закона 95-оз о перераспределении полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Сейчас можно с уверенностью сказать, что те изменения, которые произошли в округе, в том числе и по оптимизации бюджетного процесса – это нужные меры.

Когда наблюдается спад в экономике, многие недостатки неэффективного управления становятся более очевидны. Кризис – это время, когда власть может проявить свою эффективность и качество управления. Исходя из нынешней непростой экономической ситуации, необходимо еще раз пересмот-реть все наши расходные обязательства, и работать в этом направлении. Но необходимо делать это очень взвешенно и аккуратно, советуясь с населением, профессиональными коллективами, с руководителями и специалистами.

Депутаты окружного Собрания регулярно проводят встречи с населением, где разъясняют суть законов и те процессы, которые происходят в стране и регионе. Люди понимают, что сейчас предпринимаются те меры, которые направлены на оптимизацию расходования бюджетных средств, что это процесс необходимый.


Владимир Низьев, директор ГУП «Нарьян-Мардорремстрой»:

– Можно сказать, что в прошлом году наше предприятие обрело второе дыхание. У нас появился большой государственный и муниципальный заказ. Благодаря этому нам удалось выправить финансовое положение, обновить технику и оборудование, реорганизовать работу коллектива.

Результаты этих перемен жители Нарьян-Мара и Заполярного района почувствовали на себе – были построены и отремонтированы километры автомобильных дорог, заметно улучшилось их качество. Сдвинулось с мертвой точки продолжение строительства трассы Нарьян-Мар – Усинск.

Хотя результаты впечатляют, к сожалению, не все из запланированного удалось сделать. Очень помешало противодействие городских властей, их нежелание или неумение совместно решать проблемы.

Главное, я считаю, выбрано верное направление развития, благодаря которому у предприятия и округа появились перспективы создать современную транспортную структуру региона.