Вы здесь

Время летней путины

Алексей Дитятев / Фото Екатерины Эстер

Интервью с руководителем Ненецкого рыбакколхозсоюза.

Алексей Дитятев – о работе предприятия в условиях санкций и многом другом.

 

– Алексей Алексеевич, последний раз вы давали интервью нашей газете в ноябре прошлого года. Тогда вы говорили о том, как пандемия повлияла на вашу работу. Теперь другое испытание – санкциями. Как вы его проходите?

– Как говорили классики, не мы выбираем это время – оно нас выбирает, мы вынуждены приспосабливаться к переменам. Тот год закончили более или менее успешно, с прибылью. В начале нынешнего вышли на новую путину, несмотря на обстоятельства, в том числе связанные с экономическими санкциями, навязанными Западом.

Понятно, сейчас непростое время – меньше рыбы, меньше квот, но такая ситуация наблюдается во всём бассейне, об этом я не раз говорил в интервью. Добыча рыбы становится более затратной, но мы продолжаем работать.

Что касается санкций. Нас они особо не коснулись, флот мы не ремонтировали, запчасти пока не нужны, до осени точно доживём, проблем нет. Одно из последствий – сокращение экспорта, возникают и трудности с платежами – те операции, которые раньше проходили за день, теперь могут проходить несколько недель. Чтобы выйти на европейский рынок, нужно получить специальный номер ECCN, без него нельзя торговать. Теперь, вероятно, мы его и не сможем получить. Ничего страшного, будем увеличивать поставки рыбы на внутренний рынок, тем более спрос есть, без проблем переориентируемся.

С нынешним курсом доллара российское направление может стать даже более привлекательным. Затруднений с реализацией нет, оба судна находятся на промысле (траулеры «Печора» и «Заполярье». – Прим. авт.). Готовимся к летней путине, в этом году у нас три участка под сёмгу и два под ряпушку.

 

– Траулер «Заполярье» оборудован линией по производству филе трески. Технология отработана? Все ли бюрократические процедуры улажены, ведь судно купили в Исландии.

– Судно не новое, но оборудование современное. Купили мы его в сентябре и пять месяцев переоборудовали, регистрировали в Российском морском регистре. Процесс этот небыстрый – нужно и ремонт сделать, и документы оформить. Банально – все надписи на исландском, нужно было переделать. В середине февраля траулер вышел на промысел. Задача – за полгода освоить технологию производства филе трески. Процесс идёт, обучение продолжается, наша продукция уже появилась на российском рынке. Ближе к концу года будем понимать, стоит ли полностью ориентировать судно на выпуск филе, время покажет, насколько это выгодно.

 

– Продукция, сделанная в море, более качественная?

– Да, и это не хвастовство, это технология. Продукция, которая произведена прямо в море, качественнее той, что сделана на берегу.

 

– Когда жители округа попробуют это филе?

– Думаю, в сентябре-октябре. Кстати, в магазинах Архангельска его уже можно купить.

 

– Что с ассортиментом и ценами на вашу продукцию?

– Продолжает работу рыбоперерабатывающий цех СПК РК «Андег», продукция по-прежнему продаётся в нашем фирменном магазине «Аргус». Ассортимент примерно тот же. Хочу подчерк­нуть – когда в феврале и марте произошёл резкий скачок цен, мы выдержали социальную позицию. Стоимость на нашу продукцию не изменилась по сравнению с началом года. На некоторые позиции в апреле мы даже снизили цену. Очень важно, чтобы рыбопродукция была доступна для жителей округа.

 

– В этом году Ненецкому рыбакколхозсоюзу исполняется 25 лет. В будущее смотрите с оптимизмом?

– Конечно, уже столько всего произошло, что без оптимизма тут никак (смеётся). За это время мы доказали, что предприятие может эффективно работать. Вспомним 1997 год, когда всё начиналось. Мы были тогда в составе Архангельского рыбакколхозсоюза. Во время кризиса пришли рейдеры и попытались захватить предприятие, в итоге мы вышли из состава и по сей день сумели сохранить все семь колхозов, которые входят в Ненецкий рыбакколхозсоюз. Пережили непростые годы безденежья и низких зарплат. На сегодняшний день наше предприятие известно на рынке, в своём бассейне мы – середнячок.

 

– Планируете дальше обновлять парк судов?

– Обновлять надо, но пока нужно пережить это непростое время. На ближайшие 5–10 лет нам два судна точно хватит, а за это время много воды утечёт. Самая главная наша задача – остаться на плаву.