Вы здесь

Выйти из «Сумрака»

В НАО откроется производство снегоболотоходов и сеть арктических сервисных центров для обслуживания техники / Фото Александры Берг

В НАО начнут собирать болотоходы и обслуживать вездеходную технику

Весной разработчики испытали болотоходы «Сумрак» на прочность, проехав с экспедицией по НАО. На минувшей неделе на ПМЭФ было подписано соглашение о реализации инвестиционного проекта по производству снегоболотоходов и беспилотных вездеходов.

Новейшей модели компании «Транском-Плюс» – снегоболотоходу «Сумрак» – не страшны никакие препятствия. Отечественная вездеходная техника разработана специально для арктических территорий.

Теперь площадку по производству «Сумрака» создадут в округе. Соглашение об этом на Петербургском международном экономическом форуме подписали губернатор НАО Юрий Бездудный и главы компаний-участников консорциума: Олег Вылегжанин – «Транском-Плюс», Александр Торцев – «Бреолайн» и член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, управляющий партнёр «Критерии Консалт» Светлана Торцева.

– Мы встречались этой зимой на площади Марад’ сей, в салоне вездехода. Он прошёл своим ходом до Нарьян-Мара. Коллеги посмотрели на город, на округ, увидели, какое у нас количество вездеходной техники. Спрос на неё велик, но то, что уже есть на рынке, не отвечает требованиям, которые предъявляют Арктика и наш округ. Так появилась идея создать производство в НАО, – отмечает Юрий Бездудный.

 

Будет сделано в НАО

Преимущество «Сумрака» – высокая проходимость. Вездеход способен довольно быстро передвигаться по бездорожью: по ледяным торосам развивает скорость до 50-60 км/ч.

Ещё одна отличительная черта – грузоподъёмность. Вместимость – до 18 пассажиров или до двух тонн груза.

– Планируем серийное производство. Различные модификации закроют все потребности рынка: пожарное направление, для общих целей населения, для ЧС. К 2029 году выйдем на объём 80 единиц в год, возможно, это произойдёт и раньше. К 2032 году – 200 единиц в год, согласно рыночной стратегии. Мы любим Арктику и НАО, хотим приезжать сюда как к себе домой, – говорит управляющий партнёр «Критерии Консалт» Светлана Торцева.

Техника позволит улучшить логистику во многих северных регионах страны: применять её можно в различных областях. Для перевозки грузов есть комплектация с моторизованным прицепом. Не будет сложностей и с доставкой труб и металлоконструкций в труднодоступные населённые пункты.

В будущем «Сумрак» получит статус «Сделано в России».

– Страна выходит на новый уровень технологического суверенитета: это не просто промышленность, а внедрение технологий в эту сферу, – подчёркивает Светлана Торцева.

В марте этого года разработчики уже тестировали вездеходную технику в максимально суровых условиях: в округе проходила экспедиция «Я русский».

Сначала проехали от Архангельска до Шойны на трёх образцах новой машины, затем преодолели маршрут Архангельск – Несь – Индига – Коткино – Нарьян-Мар – Ухта.

 

Настроят и обслужат

Другая важная часть соглашения – открытие в округе сети арктических сервисных центров для обслуживания вездеходной техники. Такой запрос есть и у предприятий, и у жителей региона.

– Планируем открыть в НАО большой сервисный центр, в регионе их будет четыре. Также хотим запустить подобные центры в Республике Коми и Архангельской области, расшириться до десяти. Будем обслуживать всю вездеходную технику, снегоходы, квадро-, водно-моторную технику, – делится глава компании «Транском-Плюс» Олег Вылегжанин.

Ещё одна важная составляющая проекта – обучение местных жителей и создание новых рабочих мест.

– У нас в СПО есть специальность «автомеханик». Это престижная рабочая профессия. Мы даём студентам базу, на которой вы можете провести дополнительные стажировки, чтобы человек получил все компетенции и был квалифицированным, – поясняет губернатор НАО.

Инвесторы пообещали, что профессиональным образовательным организациям округа окажут поддержку по подготовке кадров для роботизированной сварки и производству машин.

 

Большие задачи

По словам главы компании «Бреолайн» Александра Торцева, у проекта будет несколько продуктов: сам завод, R&D-центр Нарьян-Мар – Сколково, корпоративный институт, который позволит молодёжи оставаться в регионе и раскрывать интеллектуальный потенциал.

В глобальных планах компании – развитие беспилотных технологий: воздушных, наземных, а в перспективе – и надводных дронов.