Микрорайон «Старый аэропорт» значится на карте Нарьян-Мара уже более двадцати лет. Казалось бы, за это время территория должна быть обжита, обустроена, приспособлена для жизни людей. Чтобы каждый чувствовал, что он – ДОМА, а не КАК дома.
Хотя, если послушать жителей Старого аэропорта, то даже как дома почувствовать себя у них не всегда получается. Растет количество построенных домов и численность жителей микрорайона, а вместе с тем растут словно снежный ком и его проблемы. С годами их становится только больше! И это не может не настораживать. Тем более что в ближайшее время район планируется расширить за счет многодетных семей, для которых зарезервирован трехкилометровый квадрат в районе того же злосчастного Старого аэропорта.
На отшибе
До сих пор здесь нет нормальной воды. Не назовешь ведь водой пахнущую нефтепродуктами жидкость, которая течет из скважин, пробуренных на окраине столицы субъекта Российской Федерации. Эта застарелая проблема так пока и не решена.
Здесь вдоль центральной магистрали – улицы Авиаторов, соединяющей микрорайон с центром города – нет ни одного обустроенного тротуара, поэтому стар и млад вынуждены передвигаться по автомобильной дороге с опаской за свою жизнь. А вдогонку и навстречу быстрее ветра несутся легковушки и грузовики.
Здесь, на промежуточном участке трассы к Старому аэропорту, нет фонарей и вообще какого-либо освещения. Осенью и зимой приходится блуждать во тьме, передвигаясь по целине подобно разведчикам. Того и гляди упадешь или вляпаешься в какую-нибудь неожиданность. Благо хоть летом солнце не прячется.
Здесь нет торговых точек, поэтому за продуктами приходится ходить в город. Почему ходить? Да потому что у большинства аэропортовских нет личного транспорта. Пенсионеры покидают дома засветло и идут в магазины, чаще – в «Зарю», потому что там ассортимент побогаче и у многих есть дисконтные карты потребобщества, преду-сматривающие скидки на продукты. Прошагать им нужно от полутора до двух с половиной километров в зависимости от того, где находится дом: в начале или в глубине микрорайона.
Путь неблизкий, но бабушки и дедушки преодолевают его стои-чески. Другого-то выхода у них нет! Говорят, дорога до города – это цветочки по сравнению с обратным маршрутом, когда приходится нести авоськи и сумки или тащить на плечах рюкзак. Отдыхают через каждые пятьдесят шагов. Идти было бы чуть легче, если бы вдоль неблаго-устроенной трассы на улице Авиаторов стояла хотя бы одна скамейка. Но нет же! Асфальта – нет. Скамеек – нет. Безопасных тротуаров для пешеходов – нет. Автобусы или какой-нибудь другой вид городского транспорта типа маршруток, как оказалось, сюда не заезжают.
Ничего Нет! А люди – Есть!
К сведению: сегодня в микрорайоне 200 домов, постоянно проживают 213 человек, из них 60 пенсионеров до 75 лет и 65 детей школьного и дошкольного возрастов. Однако в ближайшее время количество детишек здесь вырастет кратно за счет многодетных семей, которые уже начали строить дома на выделенных им участках. Имеются шесть улиц: Светлая, Радужная, Рябиновая, Российская, Аэродромная и улица Полярных летчиков. Видимо, руководствуясь чувством патриотизма, городские власти в 2015-м вымостили железобетонными плитами только улицу Российскую. Другие направления уже двадцать лет стоят в первозданном виде.
Наша газета уже рассказывала о долгоиграющей проблеме, связанной с отсутствием нормальной воды в микрорайоне. Надеемся, что в скором времени ее все-таки удастся сдвинуть с мертвой точки.
А вот столь подробно о других бедах Старого аэропорта стало известно лишь недавно. После встречи с руководителем территориального ТОСа Викторией Бобровой и разговоров со многими жителями пришлось с немалым сожалением убедиться в том, что решать их проблемы никто не спешит.
Оказывается, с начала строительства Старого аэропорта население микрорайона то и дело напоминало об отсутствии какого-либо общественного транспорта, приближающего к цивилизации. Только в 2011-м, когда люди объединились в ТОС, городские власти на их просьбы все же обратили снисходительное внимание. Было принято решение организовать автобусный маршрут № 6, связавший район с Кармановкой.
Только вот время АТП выбрало удобное для себя, а не для людей: автобус отправлялся в Старый аэропорт только три раза в день: утром, в обед и вечером. К 20 часам он прекращал «дефиле». Но жизнь ведь где бы то ни было в 20.00 не замирает…
Ну, а в 2017-м АТП уж вовсе пошло по самому легкому пути: стало выделять автобусы только утром и вечером, объясняя тем, что народу ездит мало, а гонять полупустые автобусы им невыгодно. Жители удивляются: мол, в чем тут их-то вина?! Автобусы будут ходить с минимальной наполняемостью и дальше, поскольку интересы жителей никто не учитывал и не учитывает.
Конечно, и у АТП, и, естественно, у мэрии есть свои аргументы: дескать, «каждому не угодишь», можно и на перекладных добираться. Опять же, все стараются экономить – кризис, однако. И так далее, только 213 жителям микрорайона «Старый аэропорт» от этого не легче!
Они неоднократно с 2011-го сами предлагали возможные варианты. Один из них – остановки по требованию, второй – использование маршруток. Есть маломестный транспорт и в собственности индивидуальных предпринимателей, и в парке АТП. Только почему-то решением этой задачи, не из области высшей математики, никто в городе не занимается уже много лет. Почему?