Мы продолжаем нашу рубрику «Однажды на…» с рассказами северян о курьёзных случаях, произошедших с ними на рыбалке, охоте, отдыхе, просто в жизни.
Своими необычными историями поделился и горожанин Виктор Рочев.
Камень взорвался
Однажды, в середине 90-х, во время сбора урожая морошки, Виктор со свояком Виктором Грачковым поехали на лодке в район Юшино к сопке с народным названием «мохнатка». Прибыв на место и поставив палатку, сразу решили посмотреть, много ли ягод уродилось. Убедившись, что приехали не зря, мужчины поужинали и легли спать.
Проснулись рано. Развели костёр, поставили чайник. На берегу, где обосновались ягодники, было много крупных камней. Один из них выделялся своими размерами. Тёмно-коричневого цвета квадратный монолит был размером куба на два. Во время прилива он оказывался большей частью в воде. И наоборот, почти весь обнажался во время отлива.
Было раннее утро. Летнее солнце уже хорошо пригревало. Мужчины сидели и пили чай, поглядывая на красавец-камень, который возвышался над поверхностью водной глади…
И вдруг!.. раздался мощный хлопок. От камня во все стороны полетели водяные брызги и мелкие осколки как при взрыве. В ту же секунду он стал рушиться и осыпаться. Мужики не поверили своим глазам и одновременно спросили друг друга: «Ты видел?»
Позднее Виктор узнал, что такие явления разрушения камней случаются в результате определённых физических процессов, связанных с трещинами в монолитах и нагревом.
Но этот случай вспоминается ему и спустя много лет. Больно уж впечатляющим было зрелище.
Волки в городе
В марте 1974 года Виктор учился в ГПТУ № 24 и осваивал профессию каменщика.
Его группа тогда проходила практику в СМУ. Строили здание КБО на улице Смидовича. Очередной трудовой день закончился, и рабочие отправились по домам.
В те годы за улицей Выучейского был болотный пустырь, он тянулся практически до школы № 3, напротив которой стояло несколько деревянных двухэтажек. Виктор шёл в сторону Дома пионеров (на этом месте теперь вырос пятиэтажный дом). Пройдя здание, увидел, что навстречу ему бежит стая собак, штук семь-восемь.
Тогда снегоходов не было, многие мужики держали собак для выезда на зимнюю рыбалку. Городок наш маленький, поэтому все знали, у кого какие ездовые лайки имеются. Однако мчавшаяся стая не имела ничего общего с местными четвероногими. Все были одинакового рыже-грязного окраса. Уши – как у овчарок, прямые хвосты опущены.
– Приблизившись ко мне, – вспоминает Виктор, – они остановились и стали рычать. Я видел их огромные клыки, одинаковые глаза. Скалясь, они морщили носы. Пытаясь их припугнуть, замахнулся и что-то крикнул. Но они как по команде взяли меня в кольцо. Расположились как по ранжиру. Первый, самый крупный зверь, был, очевидно, вожаком. За ним ещё три-четыре здоровых пса, дальше – более мелкие. Замыкал круг – щенок-подросток. Получалось, что вожак шёл вплотную с ним. Одна рыжая особь одиноко сидела и смотрела в сторону как будто всё происходящее её мало интересовало. Страх настолько сковал меня, что я вытянулся по стойке смирно. Стая же продолжала ходить вокруг меня против часовой стрелки.
В этот момент щенок с рычанием всё же бросился в мою сторону, пытаясь цапнуть за ногу. Но тут, также неожиданно, вожак резко схватил его за холку и поставил на место. А я не отрываясь смотрел и только медленно поворачивался за вожаком.
Всё это продолжалось в течение нескольких минут, но Виктору они показались вечностью. Наконец самый крупный пёс разорвал круг, повернулся и пошёл в сторону болота. Следом направилась и вся стая.
– У меня очень болела голова, ноги были как свинцовые, – заканчивал свой рассказ собеседник. – Тогда я с трудом добрался до дома. И только потом, всё припомнив, обсудив этот случай с друзьями, понял, что это были не собаки, а самые настоящие волки. Возможно, звери случайно забрели с реки сначала на болото, а потом и в город. И почему они его не тронули – остаётся загадкой до сих пор.