Вы здесь

Художник, что рисует свет

Юрий Таборский знает о световом искусстве всё, но сам на время представления остаётся в тени / Фото Марии Самыловой

Герой нашего материала всегда на СВЕТлой стороне жизни.

За эмоции зрителей на любом представлении отвечает целая группа людей. Это артисты, режиссёры, сценаристы, специалисты по звуку и, конечно, художники по свету.

В июле мастера создавать настроение одним поворотом луча отмечают профессиональный праздник. Эта дата посвящена важному событию в научном мире: 11 июля 1874 года русский электротехник Александр Лодыгин получил патент на изобретение лампы накаливания. С того момента прошло более 150 лет, и обычной лампочкой уже никого не удивишь, но искусство света шагнуло далеко вперёд.

Мы уже не можем представить ни одного шоу или даже просто мероприятия без качественного светового сопровождения. Вот представьте: детский утренник и сказочные волшебники выходят, непременно в разноцветных лучах, а при появлении злодеев свет становится устрашающим.

Во Дворце культуры «Арктика», где проходят самые яркие окружные и городские меро­приятия, одним из ответственных за световое искусство является Юрий Таборский. Многие знают его как талантливого райдера (граффити-художника, творящего под псевдонимом RAES). Его творческие навыки и наличие технического образования стали решающими факторами при выборе профессии.

– Художник по свету, можно сказать, тоже рисует картины, только на сцене, – рассказывает Юрий. – Он создаёт настроение и подчёркивает характер всего, что видят зрители. Свет нужен для того, чтобы показать общий тон и выделить детали. Всё, что мы слышим и видим, свет способен дополнить и усилить.

Вот это умение – создавать нужные акценты – складывается из очень многих составляющих: это и опыт самого осветителя, и его художественное видение, и обязательно умение работать в команде.

– Свет – как полноценный номер, не может существовать сам по себе, – объясняет Юрий. – Даже так называемые световые шоу несамостоятельны, там плотно работают или с музыкальной композицией, или с актёром. Но в то же время и без освещения практически никакие номера на сцене работать не будут. Да, на сцене может быть темно, но это точно так же контролирует художник по свету, то есть так называемое затемнение – это тоже наша работа.

Как правило, режиссёр-постановщик или технический директор коллектива решает, каким должен быть свет в номерах и какие световые приёмы должны использоваться на концерте.

– А мы, отталкиваясь от этого, рисуем свет и расставляем акценты, – продолжает герой нашего материала. – Иногда вообще работаем по чётко прописанной партитуре, где шаг за шагом прописано всё, что должно происходить со светом в определённые моменты времени, но бывает и так, что нам дают полную свободу действий, доверяя нашему художественному видению и опыту.

У художника по свету немало и параллельных функций: помимо света это ещё и разного рода спецэффекты, которые радуют зрителей от мала до велика на каждом городском празднике.

– Например, на юбилее округа мы использовали фонтаны с искрами и крио-эффекты, – рассказал художник. – То есть мы устанавливаем и используем на концертах разного рода генераторы эффектов, такие как конфетти-, снег- и дым-машины, обязательно – туманогенераторы. Туман используется для так называемого рисующего света, ведь сам луч невидим, пока не будет какого-то осязаемого пространства. И вот эта «осязае­мость» достигается именно за счёт использования тумана или дыма. Соответственно, там, где нужны лучи, всегда используется именно этот вид эффекта. И это всё – тоже наша работа.

Свет заливающий и рисующий, контровой и акцентный, световая температура, цвет и яркость, световая партитура – умение подать правильный свет для нашего настроения кажется непосвящённым целой наукой. Причём техника сегодня развивается с такой скоростью, что изучать её можно, без преувеличения, всю жизнь.

– Следить за профессионалами, знакомиться с другими участниками индустрии – это в любом случае полезный навык, что-то перенимаешь, чему-то учишься, чем-то делишься сам, связи, общение – это всё очень важно, – говорит Юрий. – Много полезного частенько черпаю из интернета и телевидения: смотрю выступления известных исполнителей, рок-концерты, симфонические оркестровые концерты, театральные постановки и всегда обращаю внимание на работу коллег по цеху. Век живи – век учись: это актуально для всех сфер. Мы тоже смотрим, изучаем, узнаём что-то новое и применяем это в работе…

О том, что 11 июля у него профессиональный праздник, наш герой и сам узнал только в прошлом году и эту дату не отмечал. На этот год планов тоже больших не строит, но хочется от души поблагодарить художников по свету за наши улыбки и слёзы, за восторги и вдохновения. И пусть не только праздник, но и любой другой день в их жизни будет освещён тепло и ярко!

 

Знаете ли вы, что...

Чешский сценограф Й. Свобода превратил свет в главное действующее лицо театра. Он использовал лазеры и компьютеры, благодаря чему световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес.

В крупных постановках художники по свету часто руководят целой командой профессионалов и при этом успевают координировать все свои действия с режиссёром, сценографом, художником по костюмам и другими участниками проекта.