Вы здесь

Между ГОСТом и реальностью

Географические и климатические условия влияют на состояние ВПП / Фото автора

Юрий Бездудный: Контроль за состоянием грунтовых взлётно-посадочных полос нужно усилить

Соответствующее поручение губернатор НАО дал по итогам расширенной планёрки с главами профильных ведомств.

Напомним предысторию вопроса. На днях в Индиге закрыли взлётно-посадочную полосу, которая принимала самолёты Ан-2. Ситуация, в общем, стандартная и удивления не вызывает. Июньские дожди местами превратили индигскую ВПП в болотину, в срочном порядке потребовались крепкие мужские руки. Как рассказал «НВ» глава сельсовета Вадим Глухов, выравнивать полосу помогали односельчане.

Ситуация, как водится, быстро дошла до главы региона, который поручил решить проблему. На место маленького трудового подвига отправились специалисты профильного ведомства и начальник отдела эксплуатации посадочных площадок авиаотряда.

 

Нормы есть, погоды нет

Юрий Рочев руководствуется в работе правилами и нормами воздушной безопасности. Мой собеседник черпает сапогом воду по взлётке. Чуть поодаль, на много метров вперёд, остались лужи. Засыпать все капризы стихии нереально.

– Эксплуатация воздушного судна в грунтовых аэродромах с размокшим верхним слоем запрещается, – почти цитирует инструкцию Рочев. Глава сельсовета Вадим Глухов мягко нажимает на то, что всегда так было. Ветер съедает половину слов участников диалога. Представители департамента записывают слова специалиста в блокнот. Что же получается? С одной стороны – ГОСТы, регламенты и правила, с другой – суровая реальность и здравый смысл? На это напирает и Глухов.

– Мы завязаны на Архангельск, люди настроены туда летать, – сетует он. Поясним. Раз в неделю из Архангельска в Индигу летает рейсовый Ан-2 Второго Архангельского объединённого авиаотряда, который пользуется спросом. Люди купили билеты в отпуск, чтобы из Архангельска лететь уже дальше на Большую землю, но их планы были нарушены.

– Географические и климатические условия вносят коррективы. Каждая взлётная площадка имеет свои особенности. Всё равно ориентируемся на документы, в которых всё прописано. Здесь должна быть ровная спланированная поверхность определённого уклона, – объясняет Рочев. – Но зачастую возникает проблема с плотностью грунта – он легко поддаётся размоканию, и эта ситуация требует особого контроля.

По его словам, каждое утро в день выполнения рейсов начальники площадок в населённых пунктах, а их более 20, докладывают ситуацию по ВПП. И уже коллегиально принимается решение об эксплуатации. В сухой и солнечный день вопросов не возникает, а вот когда хляби небесные разверзаются не на шутку – тут порой приходится принимать непопулярное решение.

– Распутица – самое непростое время. Не зря раньше была отдельная глава в документах: «Особенности содержание лётного поля в период распутицы». Весна преподносит сюрпризы, – разводит руками начальник отдела эксплуатации посадочных площадок. – Требования к безопасности выполнения полётов возрастают каждый год.

 

Повторная проверка

Какой же выход из щекотливой ситуации? 21 июня, на момент подготовки этого материала, взлётно-посадочную полосу в Индиге должны ещё раз осмотреть. Если влажный грунт снова станет камнем преткновения, то из архангельского аэропорта Васьково и обратно полетит вертолёт Ми-8. Власти округа договорились об этом со Вторым Архангельским объединённым авиаотрядом.

Ситуацию на расширенной планёрке прокомментировал глава НАО Юрий Бездудный. Губернатор справедливо заметил, что ситуация с влажным грунтом в сельских ВПП нередка, и поручил окружному департаменту строительства контролировать состояние взлётно-посадочных полос в населённых пунктах, а также провести совещание с авиаотрядом и главами муниципалитетов на предмет того, как действовать в данной ситуации.

– Такого рода проблемы нужно предчувствовать, уже имея замечания к полосам и понимая, что есть жёсткие требования, которые нужно соблюдать. Чтобы люди не становились заложниками таких ситуаций, надо в любом случае находить решения по доставке людей, если не напрямую, то как предложил авиаотряд, отправить в другой населённый пункт и потом забрать уже самолётом. Эта ситуация со взлётно-посадочными полосами по всему округу одинаковая. А людям надо добираться к месту проведения отдыха, у них стыковочные рейсы. Если говорить об Индиге, там стыковочные рейсы были в Архангельске. Просьба подобные нештатные ситуации решать молниеносно, чтобы люди не страдали, – отметил глава НАО.