Вы здесь

В центре – транспортный вопрос

Рабочая встреча началась с осмотра важных объектов / Фото Александры Берг

Какие темы взял на карандаш заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики после визита в НАО?

Замминистра Гаджимагомед Гусейнов впервые прилетел в Ненецкий автономный округ. С трапа самолёта – к решению рабочих задач.

Ещё немного и взлётно-посадочная полоса в окружной столице отметит юбилей – 50-летие со дня ввода в эксплуатацию. Нормативный срок использования такого типа полос – 25 лет.

Капитальный ремонт здесь не проводился ни разу. Износ на сегодняшний день значительный. Нарьян-Марский объединённый авиаотряд своими силами поддерживает нормативное состояние взлётки, говорит генеральный директор предприятия Яков Меньшаков:

– Ежегодно на взлётно-посадочной полосе мы меняем порядка 400 плит.

Он поясняет, в 2023 году аэропорт принял 236 тысяч пассажиров, в 2024-м – 248 тысяч. Несмотря на относительно небольшие цифры, новая взлётная полоса для региона крайне необходима.

– Транспортная доступность округа напрямую зависит от того, как работает наш авиа­отряд, как аэропорт принимает воздушные суда.  С учётом того, что у нас нет железнодорожного узла, основной транспорт – самолёт и вертолёт,  – рассказывает губернатор Юрий Бездудный.

Глава региона отмечает, доступность сельских населённых пунктов зависит от внутренних рейсов:

– Детей забрать из тундры и отвезти на учёбу в интернат, доставить продукты в труднодоступные посёлки, забрать пациентов для экстренной медицинской помощи. Мы летаем много и за пределы региона, карта маршрутов – восемь направлений.

 

А сложность в чём?

 

Реконструкция взлётно-посадочной полосы аэропорта Нарь­ян-Мара будет реализована в рамках федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» национального проекта «Эффективная транспортная система». Подготовка к большой задаче началась ещё несколько лет назад.

Первым делом предстояло перевести аэродром в собственность округа: ранее он принадлежал Минобороны РФ, ведь изначально полоса строилась для военных нужд. Далее предстояло разработать предпроектную документацию по реконструкции. Эти задачи были выполнены в 2020-2021 годах.

Трудностей в реконструкции ВПП в Нарьян-Маре несколько. Одна из них – играющий грунт. В августе 2024 года в аэропорту пробурили 36 изыскных скважин: пробы грунта по пластам отправляли на исследование гео­логического строения. В 2025-м начнётся разработка проектно-сметной документации.

Другая сложность – закрыть полосу целиком не получится. Ведь в таком случае прекратится транспортное сообщение с Большой землёй: запасного аэродрома в окружной столице нет. А если кому-то потребуется экстренная медицинская помощь?

Реконструировать полосу придётся по трети. Но тогда в этот период аэропорт будет принимать только самолёты, у которых короткий путь взлёта–посадки. Привычному «Боингу-737» уже не приземлиться.

 

90/10

 

Без финансовых вопросов никуда. Так, сейчас проект реконструкции ВВП и терминала оценивается в 10 миллиардов рублей. Без федеральной поддержки не справиться.

Провести реконструкцию аэродрома планируется в рамках концессионных соглашений. Такую стратегию поддержал и министр транспорта РФ Роман Старовойт, с ним Юрий Бездудный проводил рабочую встречу в ноябре прошлого года.

Концедентом выступит Рос­авиация, концессионером – оператор аэродрома, то есть Нарь­ян-Марский объединённый авиа­отряд.

Софинансирование Росавиации составит 90%, ещё 10% вложит окружное предприятие.

Гаджимагомед Гусейнов отметил, что Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики будет защищать подобные проекты, ведь они в первую очередь изменят качество жизни населения:

– По поручению правительства России мы приняли решение о реновации 16 опорных населённых пунктов Арктической зоны, в том числе и Нарьян-Мара. По каждому будет разработан отдельный план мероприятий, куда будут включены объекты транспортной и социальной инфраструктуры. Но практически во всех агломерациях Арктической зоны основной вопрос – транспортная доступность.

 

Куя меняет направление

 

Ещё один способ добраться в НАО – по дороге Нарьян-Мар – Усинск.

Правда, в период половодья доехать до окружной столицы не получится: во время ледохода снимают понтонный мост через Кую. Его протяжённость всего 69 метров, однако и это небольшое расстояние может отрезать регион от Большой земли.

– Мост 1974 года постройки. Ежегодно в паводок на 30–45 дней мы его снимаем, а потом устанавливаем заново: река очень быстрая, когда вода высокая, мост может снести. По факту дорога в Коми есть, но круглогодичного сообщения нет, – объясняет заместитель руководителя департамента строи­тельства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО Павел Масюков.

На какой именно срок снимут мост весной и когда приступят к установке – решает природа. Так, в прошлом году транспортное сообщение возобновили в середине лета – 15 июля.

– Неслучайно мы заявляем этот проект как важный инфраструктурный, который обес­печит круглогодичную транспортную доступность региона. В Усинске находится ближайшие железнодорожный узел, оттуда идут все грузы: продукты, стройматериалы, товары первой необходимости, – подчёркивает Юрий Бездудный.

В бюджете округа уже запланированы средства на проектирование моста – 150 миллионов рублей. Планируется объявление торгов. Само строительство оценивают в пять миллиардов рублей.

Только новый постоянный мост должен располагаться в другом месте: уже проведены предварительные изыскания. Длина моста будет 350 метров.

– Через пять–десять лет изменится русло реки, это надо учитывать. Здесь очень низкое место. Надо проводить отсыпку, готовить подходы к мосту. Уровни воды у нас высокие. Выполнить такой масштабный проект без помощи правительства сложно, мы рассчитываем на поддержку федерального центра, – говорит глава региона.

Первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики заверил: содействие будет. Кроме того, Гаджимагомед Гусейнов предложил перевести трассу Нарьян-Мар – Усинск из статуса региональной дороги в федеральную:

– Каждый субъект РФ должен быть связан федеральной дорогой. Для Республики Коми эта дорога тупиковая, но для вас она играет большое значение. Это единственная дорога, которая связывает Нарьян-Мар с Большой землёй. Нужно передавать объект в федеральную собственность.

 

Поддержка будет

 

После осмотра объектов стороны провели рабочее совещание. Здесь обсудили и другие важные для региона темы: расширение действия арктической ипотеки на вторичное жильё, поддержку КМНС – закупку техники и продолжение сотрудничества по модернизации убойных пунктов оленеводческих хозяйств.

В завершение губернатор НАО Юрий Бездудный поблагодарил первого заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова за поддержку инициатив и готовность помогать региону.