Вы здесь

В ней все: и радость, и терпенье...

Что-то удивительное, затрагивающее потаенные струны души, есть в людях, детство и юность которых пришлись на суровые годы войны. Которым выпала потом доля поднимать Отечество из руин. И последовавший за этим период застоя. А еще в 90-х – смена устоявшегося уклада страны, когда рушились основы.

Даже через десятилетия чувствуются в этих людях неимоверная воля, твердость и решительность характера, но одновременно и доброта, жизнелюбие, умение прощать и сострадать, острота взгляда и ума. А ведь сколько требовалось мужества, героизма, чтобы выстоять, спасти близких и самих себя.

Особенно нелегкой была доля женщин, на чьи плечи в тылу легли страшная тяжесть и ответственность, а иногда и страх – вдруг не смогу, не выдержу. И святая вера в тех, кто бил врага. И огромное желание отдать всю себя до конца, чтобы хоть немного облегчить фронтовикам их святую цель, на миг приблизить Победу своим трудом, иногда уже из последних сил.

Война прошла через судьбу

Идут годы, и чем дальше, тем сильнее потребность у нас, молодых, услышать тех, по чьим судьбам прошлась война.

Марфа Терентьевна Торопова сорок первый год встретила восемнадцатилетней девушкой. Незадолго до этого страшного времени в истории нашей Родины крестьянская семья переехала в Заполярье из деревни Бугаево Усть-Цилемского района.

– Стали организовываться колхозы, и отец решил отправиться в округ на работу. Всего нас, детей, было семеро, тогда ведь семьи большими были. Через какое-то время мы купили в Нарьян-Маре маленький домик в Калюше. Хозяйство держали – какое-никакое, трудно было, ох, нелегко…, – вспоминает Марфа Терентьевна.

В те годы подросткам приходилось работать наравне со взрослыми – и с хозяйством управляться, и заготовки на зиму делать, воду таскать, дрова рубить. Чтобы наловить рыбы, приходилось на лодке за десятки километров по реке уходить.

Единственный брат Марфы пропал без вести на Финской войне. Остались в семье одни девочки. После окончания школы Марфа Торопова поступила в школу медсестер. Работала в колхозе, затем в детском саду. И тут грянула война.

– На фронт я не попала, хотя очень этого желала, и стала помогать нашей армии в тылу. Мы строили аэродром, а еще рыли траншеи в Качгорте. Мало ли бомбежка начнется. Вечерами и ночами вязали солдатам на фронт рукавички, носки. Помню, утром идешь на работу, а сама спишь. Но мы работали изо всех сил, потому что это нужно было Родине. На фронте было куда труднее. Мы всегда помнили о наших отцах, братьях, мужьях, что сражались за Победу, и в тылу, как могли, помогали ее приближать, – вспоминает Марфа Терентьевна.

Трудовой путь

Я слушала ее, затаив дыхание, и видела перед собой не пожилую женщину с натруженными руками, а молодую красивую девушку, на долю которой выпало столько невзгод и страданий.

Мы сидим в уютной кухне за чашкой чая, разговариваем, и я не перестаю удивляться, как она выдержала, вынесла на хрупких плечах тяготы военных лет. И думаю снова и снова: мы счастливы, что родились в мирное время, но иногда не ценим этого.

– Порой лошади не выдерживали, падали, а люди все работали и работали, – говорит бабушка Марфа. – Часто приходилось быть голодными. А если и удавалось поесть, то пища была скудной. В годы войны хлеба выдавали по 400 граммов. Разве этим наешься? Но трудились мы, девчонки, не хуже мужчин.

Конечно же, здоровья она себе не прибавила. Постоянные простуды, переохлаждения через годы дали о себе знать.

– Я, наверное, поэтому в пятьдесят девять и ушла на пенсию, уж больно ноги болели. Если б не болели, то еще лет десять поработала бы, – вздохнув, говорит Марфа Терентьевна.

До выхода на заслуженный отдых она двадцать лет трудилась медсестрой в детском доме, потом еще десять – старшей медсестрой в детском отделении тубдиспансера. И всегда ее ставили в пример другим, объявляли благодарности за безупречное отношение к труду и образцовую дисциплину.

Молоденькая Марфа нашла свое женское счастье еще в войну. Вышла замуж за односельчанина, фронтовика Алексея. Он вернулся в 1943 году после ранения. И с орденом Красного Знамени на груди.

– Рядовых вообще-то редко к такой награде представляли, а его наградили! – с гордостью говорит бабушка Марфа.

Тогда же они и поженились.

– Десять лет мы прожили душа в душу. Трудяга он был у меня отменный, заядлый охотник, рыбак, все в его руках спорилось, – вспоминает счастливые годы женщина.

А потом Алексей умер, сказались боевые ранения. И Марфа Терентьевна осталась с тремя детьми. Первое время о новом браке и не помышляла. Но потом в ее судьбе появился Михаил. Он вернулся с войны с многочисленными наградами и в звании капитана. Стал ухаживать за молодой вдовой.

– Не сразу я решилась, но бабушка моя меня уговорила, можно и так сказать. Говорит, мол, жених какой завидный, да с тремя детьми тебя берет. Так и поженились. И никогда о том не пожалела. Жили дружно, работали много. Еще троих деток родили. Дети у меня хорошие, горжусь ими. Все стали или учителями, или милиционерами, – смеется Марфа Терентьевна.

Округ – ее судьба

За добросовестный многолетний труд она была награждена медалью «Ветеран труда». Кроме того, труженица тыла неоднократно награждалась медалями в юбилейные годы Победы, многочисленными почетными грамотами.

Выйдя на заслуженный отдых Марфа Терентьевна бережно хранит их, а еще фотографии коллег по работе. В свои 93 года она сохранила редкую ясность ума и доброжелательность к людям. События прошлых лет помнит, будто они были вчера, остается жизнерадостной, бодрой. Несмотря на почтенные годы, она в хорошей форме. Да-да, именно так! У нее хорошее зрение, до сих пор сама читает окружную газету, следит за событиями в округе, посещает православный храм.

Марфа Терентьевна говорит, что секрет ее долголетия в трудовой закалке. Действительно, сердце наполняется гордостью за наших людей, когда слушаешь ее рассказ о трудных, но славных годах.

Тружеников тыла сегодня в нашем округе проживает немало. У всех – похожие детство и юность, как говорит Марфа Терентьевна, изучали географию по сводкам Совинформбюро, похожие дороги – дороги тыла, в котором ковалась победа над врагом. Тяжело было. Но все – во благо Родины.

Современному поколению трудно представить, как можно в ледяной проруби полоскать белье, из промерзшей земли выковыривать картошку, питаться «черней» – приготовленной из шелухи злаков кашей. Но сила духа наших бабушек и дедушек была такова, что эти невзгоды отходили на второй план. Потому что была у них одна великая цель – отстоять мир.

…Уходя из гостеприимного дома Марфы Терентьевны Тороповой, я вспомнила стих из своей юности:

Женщина!

Все победила она:

Боль и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать, и Сестра, и Жена –

Сколько ей горя и счастья досталось!

Женщина!

Праздник ее красоты к людям приходит

Как радостный вестник.

Мать человечества –

Ей все цветы,

Все наши сказки и все наши песни.