Начало каждого нового учебного года связано с новыми делами, надеждой на позитивные перемены, посылом к дальнейшему развитию и движению вперед. Ежегодно в сентябре все начинается с чистого листа. О ситуации в сфере образования рассказала вице-спикер, председатель постоянной комиссии по социальной политике Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Татьяна Бадьян.
– Татьяна Николаевна, темой вашего выступления на традиционной педагогической конференции в этом году стало правовое обеспечение единства образовательного пространства. Почему?
– Право каждого человека на образование занимает основополагающее положение в системе прав и свобод согласно Конституции РФ. На протяжении последних четырех лет реализуется Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Этот документ позволил активизировать предметное обучение, появились лаборатории, оценка качества обучения. С другой стороны – проектная, командная работа коллектива и междисциплинарный фактор практически не создан. Роль учителя изменилась: не «натаскивать» на предмет, сдачу ГИА и ЕГЭ, а рассматривать явления через призму различных областей знаний. Профессиональная деятельность педагогов сопряжена с огромной социальной ответственностью, а результат труда может быть виден не сразу. Главное – не формальный количественный результат, то есть поступление в университет, а качественный. Важно, каким человеком и гражданином стал выпускник образовательного учреждения. Основным капиталом современной России должны стать не ее недра, а молодежь, способная противостоять всем вызовам современного мира. На смену иерархическим отношениям «учитель – ученик» должны прийти партнерские отношения. Нельзя не учитывать и определенную консервативность родителей, которые воспринимают школу через свой жизненный опыт. Организация родительского всеобуча, развитие коллегиальной ответственности за результат – сложнейшая задача для всех жителей региона.
Естественно, что депутатский корпус не остается в стороне. Совершенствование законодательства, обсуждение насущных проблем на заседаниях профильного комитета в СЗФО, поддержка федеральных инициатив, проведение круглых столов и встреч с педагогами по вопросам сферы образования в Ненецком автономном округе относятся к числу приоритетных направлений постоянной комиссии по социальной политике Собрания депутатов Ненецкого автономного округа.
– Каковы реалии правового регулирования системы образования в НАО?
– Документом правового регулирования системы образования является окружной закон «Об образовании» № 12-оз, принятый в апреле 2014 года. Его применение совпало с введением подушевого финансирования, с перестройкой понятия единства и преемственности дошкольного и дополнительного образования в пользу ребенка. Необходимо отметить, что окружной закон об образовании постоянно совершенствовался. За три года его реализации 12 раз вносились изменения.
Так, с 1 января 2017 года введен механизм софинансирования услуг в сфере дополнительного образования детей и организации горячего питания в школах. Эти вопросы детально прорабатывались с профильными департаментами и родительской общественностью. При этом мы сохранили право на бесплатное питание для отдельных категорий школьников и учащихся. Такое право предоставлено детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, учащимся, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также бесплатным питанием обеспечиваются обучающиеся в профобразовательных организациях округа по очной форме и проживающие в общежитии, а также учащиеся, проживающие в образовательных организациях, имеющих интернат.
По существу, софинансирование повышает активность родительской общественности в использовании института общественного контроля в образовательном процессе, в частности – организации питания обучающихся, в качестве оказания услуг дополнительного образования.
Так, в сфере дополнительного образования детей с 1 января текущего года также применяется механизм софинансирования. В соответствии с ним 20% стоимости кружков и секций оплачивают родители и 80% – бюджет. В настоящее время с целью создания максимальных условий для занятости и развития детей просчитывается выпуск сертификата бесплатных кружков для детей на базе учреждений образования и культуры, т.е. пытаемся продвигать проект ОНФ «Равные возможности – детям», который курирует депутат Государственной думы Любовь Духанина, бывший директор школы.
– С начала этого учебного года в образовательных учреждениях НАО начнут работу восемь молодых специалистов. Шесть из них в городе, два – в сельской местности. Как имеющееся законодательство защищает права молодых специалистов?
– С января 2015 года были приняты изменения регионального законодательства в части предоставления служебного жилья молодым специалистам до 30 лет по месту работы. Учитывается ряд условий: молодые люди проживают совместно с родителями и не обеспечены жильем, получили профобразование в округе и трудоустроились впервые по специальности в организации, не финансируемые из окружного бюджета. В первую очередь необходимо было поддержать представителей рабочих профессий. Но, к сожалению, в округе отсутствует достаточное количество служебного жилья. Чтобы на селе был слесарь, пекарь, плотник, развивались бытовые услуги, обеспечивающие качество жизни, необходим комплексный подход. И над решением проблемы необходимо дальше активно работать, в том числе и органам местного самоуправления.
Также на законодательном уровне обеспечена поддержка педагогических работников государственных общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций округа, расположенных на территории г. Нарьян-Мара и п. Искателей. Молодые люди, у которых нет жилья, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию расходов по найму жилого помещения (за исключением оплаты коммунальных услуг, иных платежей по содержанию жилого помещения). Компенсация предоставляется в течение трех лет работы в соответствующей образовательной организации в размере фактически понесенных расходов, но не более 10 тысяч рублей в месяц на одиноко проживающего гражданина либо семью из двух человек. А также не более 15 тысяч рублей в месяц на семью, состоящую из трех и более человек.
С 1 января 2015 года предусмотрена компенсация педагогическим работникам и иным привлекаемым лицам за работу по подготовке и проведению олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, а также компенсация за работу в рамках проведения аттестации педагогических работников. Важно отметить, что окружное законодательство предусматривает за счет регионального бюджета субсидии частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
Напомню, по данным Счетной палаты НАО, значительная доля расходов окружного бюджета по-прежнему идет на образование. В текущем году это 23,1% от всех бюджетных расходов.
– Как региональный парламент осуществляет контроль за реализацией окружных законов в сфере образования?
– На особом контроле вопрос об организации работы детских дошкольных учреждений в городе и селах в летний период, система оказания медицинской помощи детям. Создаются условия для обучения одаренных детей в рамках профильного и углубленного изучения учебных предметов. В 16 школах реализуется инклюзивное обучение, в которых обучается 486 детей с ограниченными возможностями здоровья. Считаю, что в регионе должно быть самостоятельное юридически психолого-педагогическое учреждение, оказывающее помощь таким детям, особенно сельским. Приятно отметить, что в округе появилась новая форма обучения для детей кочующих оленеводов без отрыва от семьи. Кочевой детский сад позволяет сохранять родной (ненецкий) язык, обеспечивать преемственность в воспитании и равные возможности при поступлении в школу.
В 2016 году приняты изменения в окружной закон «Об оплате труда работников государственных учреждений Ненецкого автономного округа», вступивший в силу с 1 января 2017 года. В результате изменилась система расчета оплаты труда работников окружных государственных учреждений: казенных, бюджетных и автономных. Такие изменения были приняты в связи с необходимостью приведения окружного законодательства в соответствие с федеральным. Эту ситуацию парламентарии тщательно отслеживают, мы регулярно встречаемся с коллективами учреждений образования. Эта работа будет продолжена и в новом учебном году.