О промежуточных итогах северного завоза разговариваем с гендиректором ННК.
Ненецкая нефтяная компания после двухлетнего перерыва вновь обеспечивает в регионе северный завоз. Об этом, собственно, и наша беседа с руководителем компании Вячеславом Баурчулу.
Большая удача застать нашего собеседника на рабочем месте. Оно и понятно, завоз северный, а пора горячая. Совещания, поездки, отчёты и ещё раз поездки. На это время Вячеслав Баурчулу частенько меняет деловой костюм на рабочий и отправляется на место действия – посмотреть, оценить, убедиться, а иногда и разрулить в ручном режиме. Бывает и так. Поставка энергоресурсов – явление для округа социально важное, вопрос находится на ежедневном контроле у губернатора НАО Юрия Бездудного, профильных ведомств, правоохранительных структур. В общем, не расслабишься.
Вячеслав Пантелеевич показывает большую таблицу с информацией по завозу топлива. Зелёным цветом отмечены поставки с опережением, работа спорится и детально анализируется. Невольно возникает ассоциация с шахматами. Вот он, блокнот, в котором все ходы записаны, а сам процесс завоза и есть та большая партия, которая начинается в мае с началом навигации и завершается в сентябре с окончанием контракта. Пока, выражаясь языком Карпова и Алёхина, партия медленно движется к эндшпилю, правда, началась она с цейтнота, который приходилось ликвидировать уже по ходу пьесы. По ряду причин конкурсные процедуры по определению исполнителя не состоялись.
– В этом случае руководство региона приняло единственно правильное, на мой взгляд, решение использовать в качестве единственного поставщика окружную компанию. Несмотря на то, что времени на раскачку у нас совсем не было, мы успели закупить все энергоресурсы самого лучшего качества и доставить в порты, – рассказал руководитель ННК. – Самое главное для нас – не извлечение прибыли, а своевременное выполнение северного завоза, обеспечение населения качественной продукцией по адекватным ценам.
Точная наука
Северный завоз словно точная наука, в которой всё равно будут неизвестные, как ни крути. Партия может быть отложена из-за капризов природы и потом продолжена, но к счастью, большую часть ходов удаётся просчитывать, пусть на это и уходит немало времени, моральных и физических сил.
– На реках было много приключений из-за падения уровня воды. Считали каждый метр, на лодке сопровождали первые суда, где-то подгоняли, где-то тормозили. Например, кран, на котором должны были разгружать уголь в Коткино, не мог выйти из Печоры – там была большая вода, он не проходил под мостом. У нас всё было наоборот – вода падала, боялись, что при подходе к селу кран не пройдёт из-за низкой воды, – при этих словах мой собеседник показывает фото. На нём сотрудник ННК волнительно смотрит вдаль – когда же покажется кран? Ювелирная работа, которая добавляет исполнителю не только седых волос, но и бесценного опыта.
– Море мы ещё постигаем. Тут тоже есть нюансы. В Бугрино воды по щиколотку, придётся нелегко, в Неси несколько дней простояло судно с углём – не было воды. В идеале из Архангельска до Амдермы судно доходит за четыре дня, если не будет штормов, – объясняет Баурчулу. Тут он оговаривается, что капризная погода может внести коррективы в график поставки. По мнению гендиректора, закупить продукцию и доставить в порты тоже непростая задача, но по большому счёту финансово-экономическая и строго просчитываемая. Самая интересная часть партии начинается после выхода судов из портов.
– Возьмём нефтеналивное судно «Нептун». Есть точки, куда оно может подойти и бросить шланголинию до трёх километров, чтобы слить топливо. Например, Варнек. В Усть-Кару и Каратайку осадка не позволяет ему зайти. Он становится на рейде, на помощь приходит барже-буксирный состав – более мелкие суда, которые перекачивают топливо насосом. Всё это нужно просчитать заранее. Попутно самоотверженно боремся с отливами, приливами, ветрами, штормами. Суровая Арктика всегда напоминает о себе, – смеётся Вячеслав Баурчулу, приводя конкретные примеры.
Он с лёгкостью оперирует любыми цифрами. В регион нужно доставить больше 20 тысяч тонн угля, 12 тысяч тонн дизельного топлива, больше 8 тысяч кубометров дров. В голове обывателя такие цифры не укладываются.
– Причём всё это надо поставить в разные порты – Печору и Архангельск, оттуда уже везти в населённые пункты округа, – детализирует гендиректор ННК и объясняет, насколько сложен процесс завоза. – Заранее фрахтуются суда (а это недешёвое удовольствие, стоимость фрахта может достигать 2 млн рублей в сутки. – Прим. авт.), объёмы ёмкостей, где хранится дизельное топливо. Нельзя подвезти дизтопливо и потом из цистерны сразу слить его в баржу, оно должно заполнить ёмкости, а это 12 тысяч тонн, которые мы должны сгрузить на хранение и дожидаться возможности подхода судов, разгрузки и доставки.
Откуда дрова?
Вернёмся к вопросу качества энергоресурсов. Оно – на самом высоком уровне, и это не просто слова.
– Например, в техзадании были требования по зернистости угля, его чистоте и другим характеристикам. По этим параметрам подходил только уголь из Хакасии. По дровам было пожелание от населения – люди хотели берёзу, поэтому поставщик, надо отдать ему должное, быстро переориентировался – на сегодняшний день из Архангельска отгружают чистую свежую берёзу. Брикеты у нас белорусские, топливо – из Татарстана и Ленобласти, – уточнил руководитель Ненецкой нефтяной компании.
По словам Вячеслава Баурчулу, вопрос к качеству энергоресурсов на местах практически не поднимался:
– В начале завоза по малым рекам мы старались лично находиться в точках разгрузки, разговаривать с населением, учитывать обратную реакцию людей. Качество топлива оценивают комиссионно – в приёмке участвуют глава муниципалитета, представили заказчика («Севержилкомсервис»), активные жители, капитан и представитель подрядчика. Берутся пробы.
Одна из первых ласточек северного завоза в этом сезоне – село Коткино.
– Ни у главы, ни у жителей нареканий к качеству продукции не было. Возникли небольшие проблемы с разгрузкой, но мы их быстро решили. 24 апреля заключили контракт, а 28 мая уже были в Коткино – сливали топливо и разгружали уголь, – приводит цифры мой собеседник. – Важно, повторюсь, чтобы жители воспринимали нас не как коммерческую структуру, которая наживается на этом деле, а как окружную компанию, которая рационально использует средства. Мы, исполнители, спокойны и уверены в том, что выполним всю работу по графику. Стараемся доказывать это не только на словах, но и на деле.
Справка «НВ»
Вячеслав Баурчулу родился под Одессой. Окончил военное пограничное училище имени Ворошилова, институт советской торговли, московский строительный университет. Занимал различные должности в нефтяном и производственном секторе.
Последние годы работал на предприятиях военно-промышленного комплекса – корпорации тактического ракетного вооружения, концерне «Созвездие». В мае возглавил Ненецкую нефтяную компанию.
Цифры и факты
30 сентября – по условиям контракта Ненецкая нефтяная компания должна поставить энергоресурсы к этой дате.
33 населённых пункта будут обеспечены топливом. В 16 из них по малым и большим рекам завезли полностью, в трёх должны довезти уголь (на момент написания публикации. – Прим. авт.).
92% от общего объёма – выполнение северного завоза по малым и большим рекам.
60% от общего объёма доставлено в населённые пункты по морю.