В начале этой недели с участием специалистов компании «Каюр» началось выполнение довольно-таки трудоёмкой операции по извлечению из воды судна, затонувшего 19 апреля 2015 года в Качгортинской курье.
На момент сдачи этого номера нашей газеты в печать работы продолжались.
На берегу за мостом через Качгортинскую курью, где это происходит, мы с фотокорреспондентом «НВ» на днях побывали.
Без суеты
Никакого такого особого ажиотажа, который порой сопутствует производству подобных работ, не замечалось. Всё делалось без видимой спешки. Как позже скажет мне один из рабочих, «поспешишь – людей насмешишь». Мол, при решении нестандартных технических задач лучше всё десять раз выверить и убедиться в том, что не оплошаешь.
Людей здесь оказалось немного, около десятка человек. Ну и специализированная техника, которую используют для поднятия со дна буксира «Щельяюр»: плавкран КПЛ-312 проекта 1451 грузоподъёмностью 5 тонн, баржа-площадка МП-13 (принадлежат компании «Каюр»), гусеничный бульдозер ДТ-130.
Поначалу не удавалось выяснить, кто здесь главный, кто же является распорядителем процесса. Но вскоре стало понятно, что руководящие указания даёт человек, находящийся на палубе плавкрана. В колоритном мужчине с окладистой седой бородищей не сразу и признал известного в Ненецком округе предпринимателя, хорошо мне знакомого Алексея Глазунова. Раньше-то он бороду не носил.
Впрочем, Алексей Владимирович был немногословен и от подробных комментариев отказался.
Пришлось узнавать необходимую информацию без его помощи.
Буксир как он есть
Двухвинтовой теплоход был построен в 1976 году на Вологодском судоремонтном заводе и получил регистровый номер 177240. Такие буксиры-толкачи предназначались именно для северных рек, чтобы проводить по ним плоты, баржи и несамоходные паромы. В 2006 году «Щельяюр» переоборудовали в соответствии с проектом, разработанным центральным конструкторско-технологическим бюро Министерства речного флота России.
Что же представляет собой затонувший буксир? Не крейсер, конечно, но не такая уж и кроха: длина – свыше тридцати одного, ширина – около семи метров. Судно разделено переборками на восемь отсеков: машинное и румпельное отделения, грузовой трюм, каюты и другие помещения.
Когда «Щельяюр» лёг на дно курьи и его киль зарылся в слой ила, над водой осталась торчать верхняя часть ходовой рубки, а ведь в том месте отнюдь не мелко, глубина составляет 8 метров.
Ландшафт акватории водоёма этот объект явно не украсил. Неслучайно же весной губернатор Ненецкого округа Александр Цыбульский дал поручение профильным ведомствам, чтобы к осени злосчастного теплохода там не было. Дескать, давно бы пора убрать его с глаз долой.
Странность с кингстоном
Частично на вопрос, почему отплавался «Щельяюр», ответ был дан в июле этого года в результате его дотошного обследования водолазами и гидротехниками, приезжавшими из Санкт-Петербурга. Тогда же об этом достаточно подробно рассказывала наша газета («На дне. Пока ещё», «НВ» № 79 от 3 августа 2019 г.).
Напомним, что по правому борту буксира в районе машинного отделения, ниже верхней палубы, обнаружена серьёзная пробоина длиной более метра и шириной около полуметра. Соответственно, затопление произошло по причине разгерметизации корпуса судна, на расстоянии около 140 метров от берега. Что радует, при этом никто из членов экипажа не пострадал.
Но вот при каких именно обстоятельствах была получена эта пробоина и, главное, почему оказался вдруг открыт кингстон по левому борту – остаётся пока покрыто мраком тайны. Пролить свет на данные странности, очевидно, мог бы собственник судна, некто Терентьев, но он находится в бегах, скрываясь от следствия.
В случае его поимки, по словам исполняющего обязанности руководителя Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО Михаила Ферина, с владельца «Щельяюра» планируется через суд взыскать те затраты, которые понёс округ.
Должно получиться
С Михаилом Михайловичем мы побеседовали там же, на речном берегу, куда он приехал, чтобы проконтролировать ход работ.
– При заключении контракта на их производство по итогам проведённого аукциона удалось сэкономить средства окружного бюджета, снизив первоначальную цену на 2 миллиона рублей, – пояснил чиновник. – К тому же подрядчик, индивидуальный предприниматель, взял на себя обязательство, что буксир после его подъёма из воды не останется ржаветь на берегу, а будет перемещён в другое место.
Впрочем, чтобы сделать это, ещё предстоит постараться.
Как уже сказано, судно не такое уж маленькое, его вес составляет не менее 130 тонн и, кроме того, оно увязло в илистом грунте. Специалистами ООО «Водолазные работы» после обследования были предложены две методики подъёма теплохода.
Излишне не вдаваясь в технические подробности, скажу лишь, что в итоге решили выбрать «золотую середину», то есть применить комбинированный способ с использованием мощи трактора и системы стальных тросов с блоками, а также задействовать и плавкран.
Люди, которые занимаются реализацией проекта, не новички в подобных делах. С одним из них мы познакомились. Виктор Стец в своё время работал в знаменитой на всю страну вышкомонтажной конторе, которой руководил Давид Садецкий. Доводилось перемещать с места на место буровые вышки, которые куда тяжелее, нежели буксир «Щельяюр».
– Должны справиться! – заверил Виктор Сергеевич. Пожелаем же ему и его коллегам-товарищам успехов в решении трудной задачи. Когда они вытащат судно на берег, можно будет заделать пробоину, восстановить герметичность корпуса, откачать воду.
Может, «Щельяюр» пока и рано списывать в расход, глядишь, буксиру ещё доведётся бороздить речные просторы.
Справка «НВ»
Работы выполняются в рамках реализации основного мероприятия «Ликвидация объектов накопленного экологического вреда» государственной программы Ненецкого автономного округа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением администрации НАО.