Вы здесь

Виталий Ванюта: Моя задача – привить детям любовь к спорту

На соревнованиях по уличной гимнастике / Фото Игоря Ибраева

Мечта детства. Разговор о профессии с молодым педагогом

Учитель физической культуры школы №2 Виталий Ванюта рассказал «НВ» о том, как начинался его путь в профессии педагога. 

Вы наверняка видели видеоролики с окружных соревнований по уличной гимнастике или даже наблюдали за ними воочию. Молодые ребята вытворяли такие трюки, что диву даёшься. Если не смотрели – обязательно гляньте. Для кого-то видео произведёт вау-эффект, а иным – послужит мотиватором. Герой нашего материала – как раз из команды молодых и амбициозных гимнастов. Виталий – председатель Федерации воркаута НАО. Ежедневные тренировки, преподавание в школе, частные занятия по гимнастике – и как он всё успевает? Мой собеседник обожает спорт и считает, что только преподаватель-практик может увлечь юные умы и дать им бесценные знания. 

 

Когда учитель – твой кумир 

Виталий родился в посёлке Харута и с детства обожал физкультуру. В школьный зал-ангар на занятия всегда бежал с удовольствием. 

– Моим кумиром был наш учитель Дмитрий Казаков, мастер спорта по северному многоборью. Он и привил мне любовь к спорту. Занимался у него национальными видами. Всегда много подтягивался и был одним из лучших. Наверное, тогда и полюбил уличную гимнастику. Тренировки у Дмитрия Сергеевича всегда были разноплановые. Мы приходили на занятия и не знали, что у нас будет на уроке, он придумывал что-то новое, не давал нам скучать, – вспоминает Виталий. – Сам я любил играть в футбол, волейбол, баскетбол, выполнил норматив кандидата в мастера спорта по северному многоборью, часто выезжал на соревнования за пределы округа. 

К слову, в 2021 году Дмитрию Казакову Указом Президента РФ присвоили почётное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации». Дмитрий Сергеевич воспитал 16 мастеров спорта и преподаёт без малого четыре десятка лет. 

 

– То есть ты с детства хотел стать учителем физкультуры? – спрашиваю у Виталия, имея в виду, что не так уж часто дети мечтают об этом.

– Да, – секундная пауза. – Класса с пятого, я горел этим и хотел стать учителем. Окончив девять классов в Харутинской школе, планировал поступать в педколледж на преподавателя физической культуры, но тогда не было набора по этой специальности. В итоге поступил после десятого класса. Удивительно, но школу я окончил с тройками, а колледж – на 4 и 5. Очень уж хотел учиться и получать знания. 

Виталий благодарит наставников, которые помогали делать первые шаги в педагогике. Это Вадим Фёдорович Барахматов, Сергей Егорович Хабаров, Людмила Васильевна Канюкова и многие другие.

 

Первая «Радуга»

… Десятки любопытных глаз внимательно смотрят на нового воспитателя. Какой-то голос у него грубый, строгий, у него не забалуешь. Примерно так думали малыши детского сада «Радуга», когда Виталий Иванович впервые пришёл к ним на занятия. После окончания социально-гуманитарного колледжа председатель Федерации воркаута НАО устроился на работу в детсад инструктором по физической культуре.

– Был небольшой страх, ведь никогда с такими маленькими детьми не работал. Изучил много информации по этой теме, советовался с педагогами. На первых занятиях волновался, а потом нашёл подход, – рассказывает педагог. 

 

– И как найти подход к таким малышам? – когда я задавал этот вопрос, то вспомнил историю моего друга. Тот только начинал свой тернистый путь учителя и тщетно пытался увлечь детей шахматами. Получалось с трудом. Ну никак не хотели дети понять разницу между ладьёй и конём и каждый раз порывались играть на уроке в догонялки, а не познавать премудрости древней индийской игры. 

– Главное – быть на их уровне, сильно не выделяться, но при этом держать дистанцию. Я начал обучать их по-своему. Давал много подвижных игр, ведь с помощью них развиваются и физические качества. Самое сложное – держать дисциплину. Вроде заинтересовал их – а они отвлеклись на что-то и потеряли интерес. 

 

– После детсада ты перешёл работать в школу. Первое занятие помнишь?

– Кажется, это был урок в третьем классе. Провёл разминку, подвижные игры. Я сам с ними играл, детям понравилось, восприняли меня нормально. У младшеклассников порой страдает дисциплина, работаем над этим. 

 

– Наверняка дети проверяют молодого педагога?

– Конечно. Вот пример. Идёт занятие на лыжах. А они говорят – мы без формы, туда-сюда. И тут мне даёт совет мудрый коллега Владимир Александрович Тарасов. Мол, не поддавайся ни в коем случае, гни свою линию. Даже если два человека готовы идти заниматься – проводи урок. Нельзя давать себя прогнуть, дети должны чувствовать, что педагог – главный. К каждому классу нужен индивидуальный подход. Например, самый шебутной у меня – второй класс. Есть «взрывной» четвёртый, ребята постарше – спокойнее, более ленивые что ли, – смеётся Виталий. 

– Как быть с теми, кто не любит физкультуру, как мотивировать?

– Почти в каждом классе есть такие ребята. Приходят без сменной обуви и сидят на уроке. Приходится находить способы мотивации. Был случай. Девочке очень нравится играть в настольный теннис, но в целом физкультуру не любит. Пытаемся найти компромисс. Говорю – поиграй на перемене и на урок приходи в форме. 

 

– С нового учебного года Минпросвещения запретило школьникам использовать на уроках мобильные телефоны. Как относишься к этому и как борешься с тем, что школьники буквально залипают в гаджетах. 

– Иногда происходит так. Говорю ученику: «Убираешь телефон и весь урок стоишь с учебником». Читает. Проходит минут пять, я ему: «Садись». В следующий раз уже будет знать. Ты приходишь на урок и должен получать информацию, чему-то учиться, а не сидеть в телефоне. 

 

– Каким должен быть педагог?

– Строгим, но в то же время добрым, сочувствующим. Тут тонкая граница, я до сих пор пытаюсь её найти. Будешь слишком добрым – тебя прогнут, слишком строгим – возненавидят. 

 

– Как поднять престиж профессии?

– Бывает такое, что учителя ни во что не ставят. Дети иногда говорят, что они имеют право делать то и это. Учителя как будто им всё обязаны и должны. Такой подход неправильный, его надо менять. 

 

– Молодому учителю непросто?

– Тяжело, но хорошо, когда есть наставник. Владимир Александрович мне подсказывает. Говорит, с кем построже надо быть, с кем – помягче, он хорошо всех детей знает, я перенимаю опыт у него. Важная часть – взаимоотношения с родителями учеников. Не так давно позвонила мама одного из школьников и возмущалась: «Почему у сына двойка?». Меня это так поразило. Я ведь не просто так оценки ставлю. В общем, есть родители, которые чересчур балуют детей – и это плохо, кто-то реагирует по-другому, дескать, если его ребёнок получил неуд, пусть исправляется. 

 

– Какую цель ставишь перед собой как педагог?

– Моя главная цель – привить детям любовь к спорту. Чтобы они постоянно двигались, совершенствовались и достигали поставленной цели. 

 

Справка «НВ» 

Виталий Ванюта в составе команды НАО готовится выступить на Международных соревнованиях уличной премии «Кардо». В сборную округа также вошли Павел Томилов и Артём Коткин. Ребята прошли региональный отбор. Состязания по уличной гимнастике пройдут с 7 по 11 сентября в Белгороде.