8 сентября отмечали День финансиста. В этот день в 1802 году декретом Александра I было учреждено Министерство финансов Российской империи. В современной России праздник тех, кто управляет деньгами, отмечается сравнительно недавно – с 2011 года.
Корреспондент nao24.ru решил воспользоваться поводом, чтобы, несмотря на праздник, задать несколько неудобных вопросов главному финансисту региона – вице-губернатору, руководителю Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа Татьяне Логвиненко.
– Татьяна Павловна, минувший год из-за резкого падения цен на углеводороды стал, пожалуй, самым тяжелым для экономики округа в его новейшей истории. НАО оказался лидером среди всех регионов по темпам снижения доходов казны. Как округу удалось удержаться на плаву, не свалиться в дефолт?
– Прошлый год действительно напоминал катастрофу. Шесть миллиардов рублей, недополученных от нефтяного сектора, – это не шутка. В начале 2016 года экс-оператор Харьягинского соглашения о разделе продукции – Total – снизил прогноз поступлений в окружной бюджет от СРП с 4,8 млрд рублей до нуля. Облагаемая база по налогу на прибыль крупнейших недропользователей рухнула почти в 8 раз – с 38 млрд рублей в 2015 году до 5 млрд в 2016-м. Как следствие, было недополучено более 1 млрд рублей налога на прибыль.
Но мы, как видите, до сих пор в строю. Все учреждения стабильно работают, бюджетники получают зарплату вовремя. Большинство социальных гарантий сохранено. Другой вопрос – какой ценой.
– Это и есть самое интересное…
– Ценой очень напряженной командной работы всех ключевых подразделений администрации. Прошлогодний бюджетный стресс стал испытанием не только для Департамента финансов и экономики НАО, но и для всех, включая губернатора. Во многом благодаря именно его усилиям нам удалось почти невозможное. Например, работа Игоря Викторовича в Объединенном комитете СРП позволила снизить смету затрат Харьяги с 394 млн до 220 млн долларов и, как следствие, все-таки получить в бюджет более 2 млрд рублей. Вот вы называете меня главным финансистом округа, а мне порой кажется, что главный финансист – он.
Работа с федеральными ведомствами принесла свои результаты – почти 1,5 млрд рублей, привлеченных в 2016 году. Это рекорд для округа и еще одно объяснение, почему мы до сих пор в строю.
Не скрою: в Минфине с тревогой и одновременно с профессиональным любопытством наблюдали за тем, что происходит в НАО: выплывет округ или нет?
– Созерцать – одно, а помогать – другое. Почему округу не удается в Минфине решить проблему привлечения длинных бюджетных кредитов, ведь они в обслуживании гораздо дешевле банковских?
– Несмотря на все свои проблемы, НАО остается регионом-донором. У нас один из самых высоких уровней бюджетной обеспеченности и в то же время – самый низкий уровень сетевой нагрузки на бюджетные учреждения не только по Северо-Западу, но и по России в целом.
Второе. У нас один из самых высоких показателей средней заработной платы, в том числе по категориям, подпадающим под майские указы президента. По уровню доходов на душу населения мы с вами впереди всей России, и доказать Федерации, что мы нуждаемся в финансовой помощи, крайне сложно.
У других регионов гораздо больше аргументов, чем у нас. На фоне остальных субъектов Российской Федерации ситуация у нас действительно более благополучная: мы на 2-м месте в стране по индексу бюджетных расходов и на 9-м по индексу бюджетной обеспеченности.
– Чем нынешняя ситуация с наполнением казны принципиально отличается от прошлогодней?
– Достаточно сказать, что от Харьягинского СРП с начала года в бюджет поступило 4,3 млрд рублей. Вдвое выросли доходы от налога на прибыль, на 5% – от налога на имущество.
По доходам казна возвращается к уровню 2015 года. Но я бы хотела всех предостеречь от эйфории. До полного «очищения» от кризиса еще далеко. И в нынешнем, и следующем году мы будем вынуждены сохранять довольно консервативный подход в отношении бюджетных расходов. Почему? Потому что цен в $100 за баррель не будет еще очень долго, а может, никогда.
Есть и еще одна разница по сравнению с 2015 годом. Все-таки сейчас, в отличие от позапрошлого года, мы имеем бюджет, отягощенный госдолгом, то есть кредитами. Их обслуживание, например, в текущем году обойдется в 553,7 млн рублей. Это много. И сохранять инвестиционную составляющую в таких условиях сложно, но необходимо.
– В какой стадии находится процесс запуска облигационного займа?
– Планируем разместить его уже в конце сентября – начале октября. Объем эмиссии – 2 млрд рублей, он соответствует текущему размеру госдолга (2,1 млрд). Длинные деньги – а мы планируем разместить бумаги на 5–7 лет – всегда более предпочтительны, чем короткие. Ведь банковские кредиты у нас годовые, а казначейские – еще более краткосрочные. Плюс ставка по облигациям обычно на 1-2 процентных пункта ниже, чем по коммерческим кредитам.
– В первом полугодии, по данным Росстата, средняя зарплата в округе выросла на 3,3%. У жителей НАО, особенно у бюджетников, возникает вопрос, как такое может быть. Мол, у меня зарплата не выросла, у жены, соседей, коллег – тоже. Откуда же берется такая благоприятная «средняя температура по больнице»?
– Росстат учитывает все зарплаты, а не только в бюджетной сфере. Бюджетный сектор у нас действительно огромный, но все-таки это чуть больше 8 тысяч из 33 тысяч официально занятых в экономике. К примеру, такое же количество занято на нефтепромыслах, где средняя зарплата на 1 июля была около 99 тысяч рублей. Кроме того, существенно подрастает зарплата в рыболовстве, строительстве, банковском секторе. Это сферы, где также занято немало людей. Поэтому сейчас с точки зрения зарплаты музыку заказывает скорее производственный сектор, чем бюджетный. Да и в бюджетном постепенно начинается, пусть и скромный, но рост. Отсюда и цифры, которые многим кажутся удивительными.
– Готовящаяся к запуску однопроцентная ипотека – это просто красивый пиар-продукт или все-таки реальность?
– Конечно, реальность. За недолгий срок существования программы 5-процентной ипотеки ею воспользовалась 41 семья. Для нашего региона не так уж и мало. Но это программа кредитования только на первичном рынке, а коммерческого жилья в округе по-прежнему строится мало.
Новый продукт – однопроцентная ипотека – снимает это ограничение: приобретать жилье можно будет и на вторичном рынке. Увеличивается и срок субсидирования процентной ставки – с 10 лет до 15. Это позволит уравнять ежемесячный платеж семьи по кредиту со стоимостью аренды. В таких условиях выгоднее станет покупать собственные квадратные метры, а не жить на чужих.
Ситуация на рынке недвижимости сейчас такова, что, с одной стороны, часть жилого фонда, причем современного, недавно построенного, пустует, а с другой, большое число семей продолжает ютиться в малометражных квартирах деревянных домов. Почему так происходит? Недостаточен платежеспособный спрос. А в результате рынок недвижимости «замер». Наша задача – создать механизм роста доступности современного жилья. Поэтому однопроцентная ипотека, я уверена, будет пользоваться популярностью. Это продукт, уникальный не только для нашего региона, но и для всей страны.
– Давайте вернемся ко Дню финансиста. Каково это – возглавлять главное финансовое ведомство региона с моноэкономикой в разгар кризиса? В такие времена главы финансовых ведомств стран, регионов и даже муниципалитетов становятся самыми непопулярными фигурами.
– Когда наступают тяжелые экономические времена, ответственность людей, отвечающих за госфинансы, многократно возрастает. И популярность, вы правы, мягко говоря, не растет. Но к этому всегда нужно быть готовым.
Зато кризисы, как правило, многому учат. Как сохранить стабильность в экономике и социальной сфере, когда доходы казны упали на треть? Можно просто машинально урезать расходы на аналогичную сумму. Но это самый простой подход, и мы такой дорожкой не пошли. Начали искать нестандартные способы компенсации выпадающих доходов, стимулировать всех вокруг – госаппарат, госучреждения и т.д. – становиться эффективнее, в чем-то сэкономить, на чем-то самим заработать.
В результате, например, в системе образования, культуры и спорта мы снизили расходы бюджета всего на 16%. Если бы действовали механически, должны были сократить минимум на 30%.
На протяжении многих лет округ жил с огромными переходящими остатками на бюджетных счетах. Если главный распорядитель бюджетных средств подавал заявку на увеличение финансирования по какой-либо статье, можно было почти не сомневаться: она будет удовлетворена. И вдруг наступили времена, когда чиновничья инерция и привычки еще живы, а денег физически не стало.
На различных совещаниях мне порой часами приходилось доказывать: финансировать сейчас можно только то, без чего прожить никак нельзя. Это, не скрою, порой вызывало непонимание даже у коллег по администрации. Но губернатор меня поддерживал, и время показало, что ключевые решения, принятые в разгар кризиса, были верными.
Есть такой стереотип, что финансист, особенно на госслужбе, – это всегда консерватор. И это правда. Но важно, чтобы он обязательно был еще и новатором, чтобы в любой критической ситуации был способен на нестандартные подходы и решения.