Ненецкие предприниматели имеют слабую осведомленность в области использования прав на интеллектуальную деятельность. Это выяснилось в ходе семинара, который провела для них представитель Российского авторского общества (РАО) по Архангельской области и НАО Татьяна Пьянкова.
Так уж повелось, что в России к авторским правам относятся, мягко говоря, небрежно. В то время, как в европейских державах данная область права незыблема с XIX века, наша страна только в 1995 году стала участником международной Конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Оказывается, многие бизнесмены – хозяева кафе, баров, иных мест проведения досуга – не знают, что включив посетителям музыку, не имея на то лицензионного соглашения, они нарушают закон.
– За любым произведением – музыкальным, художественным или печатным стоят авторские права, и использовать их, согласно закону, можно только с разрешения автора либо Российского авторского общества, – поясняет на встрече с предпринимателями Татьяна Михайловна. – Ведь интеллектуальная собственность это такая же собственность, как любая другая, и за ее использование владельцу надо платить.
Основная задача представителей РАО – выявлять потенциальных пользователей и собирать вознаграждение для авторов произведений. С учреждениями культуры и СМИ региона в этом плане все отлажено, заключены лицензионные соглашения, и ситуаций с нарушением авторских прав не возникает.
Но есть те, кто пока даже не задумывался об этом. Чаще всего авторские права музыкантов и поэтов нарушают хозяева кафе, салонов красоты и торговых предприятий при трансляции их произведений на публике.
– Песня – это жанр, включающий в себя литературное и музыкальное произведения авторов, – поясняет Татьяна Пьянкова, – Поэтому без разрешения РАО – аккредитованной государством организации, выступающей от неопределенного круга лиц, юридические лица и индивидуальные предприниматели не имеют права включать музыку на публике. Все, кому положено, должны иметь с РАО лицензионные договоры.
Формы лицензионных договоров для каждого вида деятельности – театров, филармоний, точек общепита – разные, одинаковы лишь условия, преимуществ ни у кого нет.
Владельцу кафе в Нарьян-Маре, предположим на 36 мест, публичное исполнение произведений с помощью технических средств, телевизора или музыкального центра, обойдется в тысячу с небольшим рублей в месяц. Ставка рассчитывается исходя из 52 рублей с каждого мес-та. Однако учитывая плотность населения для нашей территории применяется пониженный коэффициент, он примерно на 60 процентов ниже указанной стоимости за одно посадочное место.
– Как выяснилось, предприниматели не хотят платить даже небольшие деньги за то, что используют чужое авторское право. Возмущаются, что всегда так работали, а тут вдруг оказалось, что нарушают закон, – рассказывает Татьяна Пьянкова. – На семинаре я подробно разъясняла, как избежать судов и штрафов и почему авторское право лучше соблюдать, чем нарушать.
Представитель РАО пояснила, что в целом по стране рассматривается достаточно много исков за безлицензионную трансляцию авторских произведений на широкой публике. После чего решениями судов предпринимателей принуждают выплачивать штрафы.
При отсутствии лицензионного договора сведения о нарушении направляют в полицию, там проверяют, составляют материалы в рамках КоАП и отправляют в мировую юстицию на рассмотрение.
Для индивидуальных предпринимателей санкции – от 10 до 20 тысяч рублей. Для юридических – нарушения обойдутся дороже – от 30 до 40 тысяч рублей. Однако наказания этим не ограничиваются. Если даже после этого пользователь не принял к сведению и продолжает нарушать закон, РАО – как представитель потерпевшей стороны, заручившись постановлением мирового судьи, идет с гражданским иском в арбитражный суд за компенсацией. Причем дело будет рассматриваться не за факт нарушения, а за каждое транслируемое или используемое произведение. Здесь уже могут потребовать от десяти тысяч до пяти миллионов рублей. Поэтому гораздо выгоднее заключить с Российским авторским обществом договор, потому что за лицензию надо платить не более полутора тысяч рублей в месяц. Документ широкого спектра действия. Имея его, можно и телевизор включать, и фильмы транслировать, и песни любимых исполнителей в караоке петь.
Татьяна Михайловна вспомнила случай, когда в 2011 году был наказан организатор концертов Валерия Леонтьева у нас в Нарьян-Маре.
У импресарио артиста отсутствовал договор с РАО на право публичного исполнения авторских произведений в этом концерте. Более того, он не предоставил кассовый отчет: сколько билетов и по какой цене были проданы. Не указал авторов, чьи песни звучали на мероприятии. Решил, вероятно, что городок у нас небольшой и заключать договор незачем, – рассказывает Татьяна Пьянкова. – В результате ему пришлось раскошелиться: сначала он заплатил штраф в рамках санкций административного законодательства, а потом РАО обратилось с иском в суд. Сэкономил, называется!
справка «НВ»
Российское авторское общество (РАО) – это общественная организация, аккредитованная государством в соответствии с частью 4 ГКРФ, выступает от имени авторов и не-определенного круга лиц в интересах конкретных людей.
21 октября 2016 года РАО исполняется 142 года. Первым председателем общества был драматург Николай Островский. До революции это было общество русских композиторов и драматургов. В советское время вывеску сменили и оно стало называться Всесоюзным агентством авторских прав. Чуть позже переименовали в – РАИС – Российское агентство интеллектуальной собственности. С 1993 года и по сей день носит название РАО. На тот момент членство в РАО не превышало 12 тысяч авторов, сегодня в составе общества более 32 тысяч человек.