Вы здесь

Журналист Ледков – тёзка поэта Ледкова

Творческое сотрудничество Василия Ледкова с окружной газетой «Няръяна вындер» началось в 1957 году

Тогда он, пастух-оленевод, отслужил в армии, окончил Архангельскую совпартшколу и был назначен парторгом колхоза «Няръяна ты» в Хонгурее.
Но литературные способности потеснили должностные и политические. Через два года он был принят в штат литсотрудников редакции газеты.
А чтобы читатель отличал его стихи, информации и корреспонденции от творчества другого Василия Ледкова, родом из Большеземельской тундры, он рядом со своей фамилией решил ставить имя земли, на которой родился: Ледков-Малоземельский.
Но грамотного газетчика-ненца избирают в депутаты Амдерминского поссовета, затем Нарьян-Марского горсовета, а в 1962-м он становится даже зам. председателя горисполкома – прощай журналистика! Он продолжает учиться заочно в Высшей партийной школе и, все-таки, оставляет выборную должность и возвращается в газету. Журналистика победила.
С 1965-го он заведует сельхоз­отделом в редакции газеты. В 1966 году и я пришел в «Няръянку». Мне дали стол в его кабинете. Василий Митрофанович был стройным, всегда подтянутым, в костюме и белой рубашке с галстуком; легким в движениях и жестах, при этом замкнутым, неразговорчивым… Но когда рассказывал о своих земляках-оленеводах, лицо сразу освещала светлая, почти детская улыбка, и он вступал в разговор.
Родился он в 1928-м, ещё в Пустозерской волости Печорского уезда в многодетной семье потомственного оленевода, где была одна сестра и семеро братьев. Отец всю войну возил на оленях почту по зимнику Ледково – Коткино – Пёша, куда доставляли её из Мезени на лошадях. Средние братья Иван и Арсений с войны не вернулись: первый погиб в бою, второй умер в госпитале. Младшие – рыбак, водитель, обув­щик. Старший брат Николай Митрофанович – пастух-оленевод колхоза «Нарьяна ты», стал первым строителем балков на полозьях.
Главная тема его публикаций, как я скоро узнал, тема, которая волновала его многие годы – это процесс перевода кочующих оленеводов на оседлость, а оленеводства – на сменный выпас. Он выполнил расчёты по новой структуре стада, доказал при этом эффективность производства мяса оленины.
Но партийная и государственная стратегия, продиктованная «заботой о советском человеке», оказалась разрушительной для векового уклада ненцев, для личности оленевода как хозяина тундры и, в конечном счёте, губительна для оленеводства.
Муд­рые председатели колхозов из тундровиков хорошо понимали это и, не осуждая реформу явно, тормозили внедрение –
так было в колхозах «Россия», «Рассвет Севера», «Красный Октябрь»; другие (в колхозах «Нарьяна ты» и «Северный полюс») пытались приспособить её к жизни.
Понимал нависшую над его земляками-оленеводами опасность и Василий Ледков-Малоземельский. Как журналист партийной газеты, веривший в мудрость советской власти, он не мог быть против.
Но возможны ли нормальные условия жизни оленевода в тундре без семьи? Как использовать положительные стороны государственной «заботы» и свести к минимуму её вред? Вот о чём переживал и мучительно думал Ледков-Малоземельский, увлечённо рассказывая об опыте своих земляков из колхоза «Нарьяна ты», о своем брате Николае – конструкторе и строителе деревянных балков-домиков на санных полозьях.
Тема космоса тогда была у всех на устах, и брат Николай так построил два балка на полозьях, что их можно было на стойбище в один состыковать – как корабли в космосе. Получалась двухкомнатная кочевая квартира! Рационализаторы, внедрившие эти новшества в жизнь, были отмечены вниманием, славой, орденами.
Василий Митрофанович, как это бывает в жизни, остался в стороне, но обида не отравила душу одарённого человека. Его стихотворение «Идут курьерские составы», которое положил на музыку его друг баянист Анатолий Седеев, стало популярной песней-долгожительницей, а он – лауреатом смотра художественной самодеятельности в 1967 году.
Получал он награды и в спартакиадах по национальным видам спорта; дружил со многими спортсменами. В редакцию заходил мастер спорта Киприян Тайбарей, приезжая на соревнования из Харуты. Увлекшись фотографией, Ледков-Малоземельский иллюстрирует свои газетные материалы собственными снимками, публикует замечательные фотопортреты тундровиков. Участвуя в фотовыставках и конкурсах, получает диплом II степени Министерства культуры РСФСР за фотоработу «Портрет охотника Михаила Лагейского». Эти снимки нравились тезке журналиста, поэту Василию Ледкову, знатоку тундровой жизни, поэту, у которого возникла интересная идея:
Дорогой Василий Митрофанович!
Пишу тебе Я – В. Ледков, и вот по какому поводу. Один учёный финно-угровед, эксперт по ненцам, из Сегедского университета из Венгрии, Петэр Домокош, с которым я переписываюсь вот уже два года, очень интересуется картинами и фотографиями из ненецкой жизни. Не мог бы ты подключиться и подготовить для него свои фотографии, которые ты сам считаешь самыми лучшими, наиболее точно и полно отражающими быт, характер и лицо ненцев?
Думаю, что эти работы зря не пропадут… Своими работами, Василий, ты можешь убить двух зайцев: во-первых, гонорар, во-вторых – получить отличную зацепку для гостьевой поездки по Венгрии… Дело в том, что я в скором будущем буду в Венгрии – по путевке Союза писателей СССР или по их приглашению. Было бы очень хорошо, если бы мы съездили вместе… А тебе надо бы как можно скорее подключиться с фотографиями.
…Пиши, что у тебя нового… Будут материалы – посылай. Я один предложил «Правде Севера». Они его дали, но сильно урезали. Остальные были на радио… Вот и все. Жду писем. С приветом, В. Ледков.
27.08.73 г. Архангельск.
Как принял журналист Ледков предложение поэта Ледкова, неизвестно. Продолжая добросовестно работать в «Няръянке», он настойчиво и ответственно разрабатывал свою главную журналистскую тему – переход оленеводов на сменный выпас оленей. И никто не знал о глубокой обиде, нанесённой тогдашними партийными советскими чиновниками талантливому ненцу, давшему экономическое обоснование новому методу работы в тундре.
Ордена, награды, заслуженное внимание обошли журналиста. И, может быть, именно это побудило его неожиданно оставить журналистику и стать летом 1979 года научным сотрудником Нарьян-Марской сельскохозяйственной опытной станции. Его награды: медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейные медали в честь Великой Победы и ветеран труда. Он ушёл от нас 15 января 1997-го.
Многолетняя добросовестная работа и скромная жизнь труженика заслужили добрую память коллег и земляков.

Виктор Толкачёв, сотрудник «Няръяна вындер» с 1967 г.