Осторожно: этот материал может вызвать любовь к народным танцам!
Что делают поздно вечером госслужащий, врач, специалист по кадрам и работники культуры? Не поверите: собираются в районе морского порта и... танцуют! Как в Нарьян-Маре появились стихийная танцевальная группа «Огниво», кто стал участниками коллектива и какие у них планы, об этом и другом – в материале «НВ».
Каждый молодой специалист, который приехал работать в Нарьян-Мар, хоть раз слышал вопрос: «И что ты здесь будешь делать?».
И действительно – что? Если тебе 25+, то найти в нашем маленьком городе увлечение по душе бывает непросто. Созданы все условия для развития детей и подростков, есть клубы по интересам для жителей старшего возраста. А чем заняться работающей молодёжи? Ты уже не студент, но ещё не пенсионер: куда податься?
И вот те, кого не устраивает ритм «работа – дом», решают что-то искать, воображать, придумывать, изобретать... И в этом творческом порыве обязательно рождается что-то новое. Например, стихийная танцевальная группа «Огниво».
– Идея собрать коллектив – моя. Группа Rocket Play готовилась к большому сольному концерту «Рок рубят – щепки летят». Это были русские народные песни в рок-обработке. И мне хотелось, чтобы на сцене танцевал не детский, а именно взрослый коллектив. На тот момент подходящего не было. Предстояло его собрать, – вспоминает руководитель «Огнива» Александр Чемисов.
Хореографа он обозначил сразу, им стала Наталия Воронина. Чтобы набрать танцоров, обратился за помощью к Сергею Лудникову – руководителю ансамбля «Хаяр», выпускнику «Юности Севера».
– Мы планировали стихийно собраться на один концерт и зажечь. Отсюда и родилось название – стихийная танцевальная группа, – продолжает Александр Чемисов.
Стихийно собрались раз, стихийно отрепетировали второй, а потом стихийно захотелось продолжать ещё и ещё.
В группе – выпускники различных танцевальных коллективов города: те, кто не представляет свою жизнь без танца, кто когда-то занимался этим видом искусства, но давно забросил балетки в дальний угол. Для многих это был шанс и личный вызов – ещё раз выйти на сцену:
– Каждый человек в «Огниве» горит тем, что он делает. Здесь всё держится на голом энтузиазме и личной ответственности: мы взрослый коллектив, а значит, от каждого зависит, как он будет выглядеть на сцене. У нас нет цели научить танцевать. Движения покажут, а дальше всё во власти самого выступающего. Главная цель – выражать себя в танце и совершенствовать своё мастерство.
Стиль обозначили так: современные русские народные танцы. А это значит – стилизация любимых мотивов, чистое творчество и никаких запретов. Публике такое полюбилось: округ соскучился по валенкам да кокошникам.
Сегодня – моя очередь!
Мария Снигирь вспоминает свою первую встречу с «Огнивом»: на дебютном концерте Rocket Play танцевал её муж Алексей. А она сидела в зале и думала: я тоже так хочу!
В танцы Маша пришла в семь лет. Сперва занималась в «Морошках», затем в «Юности Севера».
По окончании школы уехала учиться: наша собеседница – врач-рентгенолог. Как это часто бывает, любимое хобби ушло на второй план. Уж студентам медицинского вуза точно было не до плясок.
– После университета вернулась в Нарьян-Мар и какое-то время ещё танцевала в «Юности Севера». А потом коллектив распался. Было очень грустно – я без танца не могу! И когда появилось «Огниво», мы были счастливы. Сегодня я готова заниматься хоть каждый день! – улыбается Мария.
Вот только каждый день не получится – муж тоже танцор. Снигири растят маленькую дочку, а потому на репетиции ходят по очереди:
– Нас сближает общий интерес, это наше семейное дело и, надеемся, наша малышка тоже потом будет танцевать. Танцы – это заряд энергии, любовь к ним безгранична. «Огниво» – наша большая семья, на репетициях морально отдыхаю: занимаюсь любимым делом и общаюсь с близкими по духу людьми.
Муж, у нас отмена!
Елизавета Лудникова начала заниматься танцами в шесть лет. Росла в посёлке Красное, мама записала дочь в образцовый коллектив «Северок».
Но первая встреча со сценой была неудачной: девочки в группе были старше маленькой Лизы, с первого взгляда не сдружились. Наша героиня расплакалась и попросилась домой. Но мама настояла: «Лизонька, надо!».
– Я попробовала снова и танцевала уже до окончания школы. Благодаря самодеятельности определилась и с будущей профессией: после университета вернулась в родные края, в свой поселковый Дом культуры, но уже в качестве специалиста, – рассказывает Елизавета.
О коллективе «Огниво» узнала через сарафанное радио. И попросила знакомую – Юлию Безумову (о ней мы расскажем далее) – замолвить словечко.
– Я пришла в «Огниво» в апреле, на тот момент они уже дважды выступали, готовились к отчётному концерту. А у нас с семьёй был запланирован отпуск, пришлось сказать мужу: «Отмена!». Но это было самое счастливое событие той весны – меня взяли в коллектив, я снова выступаю.
Елизавета признаётся, что на репетициях чувствует себя первоклассницей. Взрослый танцевальный коллектив задаёт другой уровень, и тебе нельзя упасть в грязь лицом:
– Наравне с нами танцуют профессиональные хореографы. Смотришь на них и думаешь: а я что? Но в то же время это дикий заряд мотивации! Мы не кружок по интересам, мы все выпускники известных коллективов, и к нам обращено пристальное внимание. Мы должны стремиться к большему, стараться, чтобы не приходилось кого-то «скрывать» – ставить на заднюю линию.
И в пир, и в мир
А вот и Юлия Безумова. Не просто танцор, а на «полставки» костюмер стихийной танцевальной группы. Что восхищает больше – Юлины танцы или умение творить красоту своими руками – сказать сложно.
– В 2010 году я пришла в «Юность Севера». Попала под руководство Галины Владимировны Шелыгинской – самого лучшего для меня преподавателя по танцам, нашей второй мамы. Именно Галина Владимировна влюбила меня в народные танцы, теперь они со мной на всю жизнь, – вспоминает Юля.
Её перерыв в танцах также пришёлся на студенчество. Учёба в университете МЧС, а потом и ответственная работа не оставляли пространства для творчества. Но в какой-то момент Юлия поняла: так продолжаться не может. А на горизонте уже появилось «Огниво».
– Не могу сосредоточиться и отвечать на вопросы, мне хочется в зал, – смеётся девушка, когда её оторвали от репетиции. – В «Огниво» напросилась сама: была на концерте и загорелась. Потом пришла на выступление Rocket Play в баре и сказала: возьмите меня танцевать, я очень хочу и буду вам полезна. Поначалу было непросто из-за долгого перерыва: нам всем уже не 15 лет, мышцы уже не те, что раньше. Но мы стараемся, а наши руководители уповают на то, чтобы мы делали всё правильно и не травмировались.
Когда речь заходит о костюмах для танцевальной группы, Юлия скромничает. Тогда слово берёт подруга Лиза:
– Все подъюбники, всю красоту делает Юля! Подбирает пуговки и кружавчики, мастерит кокошники. В ночи присылает нам сообщения: «Девочки, я доделала!». Юля – гений! Её заслуга в том, что костюмы сидят идеально, с каждого сняты мерки, есть свой комплект для выступлений.
Вдохновляемся и отдыхаем
А что делают в «Огниве» профессиональные танцоры, которые уже работают в других танцевальных коллективах? Сергей Лудников – руководитель ансамбля «Хаяр» – отвечает:
– Здесь мы отдыхаем, занимаемся для себя. Когда ты работаешь, надо всё и всех держать в кулаке, а тут нас держат. Кто-то после работы бегает, а мы танцуем.
Сам Сергей пришёл в танцы в 2008 году. Начинал свой путь в «Юности Севера», через год включился и в «Хаяр». Сперва в танцах привлекла физическая активность, а потом «ключик» приоткрыл дверь в мир этого вида искусства:
– «Ключик» – это дроби. Увидел, как девчонки его выдрабливают, и влюбился в народные танцы. Потом нам дали хлопушки, поставили технику... А в 2013 году я уже поступил учиться на хореографа. В 2017-м – устроился в «Хаяр» и «Юность Севера», стал балетмейстером, а в 2021-м – руководителем коллектива.
Помощница Сергея в «Хаяре» – Юлия Волкова. Тоже профессиональный хореограф, но эту работу она совмещает с бухгалтерским делом.
Когда Юлию пригласили в «Огниво», она без сомнения сказала: да. Народные танцы – её любовь с первого класса:
– В семь лет меня мама привела в «Морошки», и по сей я день танцую. Танцы занимают бóльшую часть моего времени. Но меня это радует: люблю сцену, вкус закулисья, радость зрителя. Эти громкие аплодисменты многого стоят. С Сергеем танцуем в паре уже очень давно. Мы и коллеги, и родственники, как это бывает в Нарьян-Маре. Меня «Огниво» вдохновляет для работы в «Хаяре»: порой именно на репетициях здесь рождаются какие-то новые идеи.
Ещё один работник культуры в «Огниве» – Валерий Двойников, методист клубного учреждения в искательском «Созвездии». Танцы дают ему огромный заряд энергии:
– В 2008 году переехал из Индиги в Нарьян-Мар на учёбу. Начал танцевать в «Юности Севера» и «Хаяре». С «Хаяром» до сих пор выхожу на сцену, но именно «Огниво» дарит поток чего-то нового, свежего.
Соседи, простите Лену Маркову
Для Елены Марковой сцена – место, где она чувствует себя по-настоящему живой:
– Танцую с 15 лет, занималась в «Юности Севера». Был период, когда я не танцевала. Но это невозможно: если зерно уже посеяно – оно растёт и его никак не скрыть. Спустя семь лет снова вышла на сцену и была счастлива! Я танцую дома. Каждый раз. Столько носков стёрла, кошки норовят со мной танцевать. И как бы я старалась не шуметь – это слышат соседи. Простите меня!
На вопрос, как найти время на танцы в череде нескончаемых дел, Лена отвечает:
– Приходится выбирать. Выбирать танцы и не поесть, танцы и не постирать, танцы и не увидеться с кем-то. Но ведь выход на сцену – это привилегия. Недавно мы выступали на Дне округа, это большая честь – танцевать в самом сердце города со своими ребятами, делать то, что нравится, что льётся.
Она не скрывает: получается не так хорошо, как 20 лет назад. Тело уже не такое гибкое, и буквально перед каждой тренировкой хочется всё бросить и остаться дома. Главное – не поддаваться минутным слабостям.
А современным мотивам танцовщица и вовсе порой противится: всё не то!
– Понимаю, что это из-за того, что я так не умею. Для меня стилизованные русские народные – что-то новое, непривычное. И я борюсь с собой, стараюсь и пробую снова. Но это приносит столько удовлетворения, радости и энергии! В стуках появляются дополнительные часы, хоть ты и занята больше. Даже сил прибавляется. И я прихожу на репетиции снова и снова.
Делай так и спина болеть не будет
Андрей Главатских с улыбкой слушает разговоры знакомых: у кого спина болит, у кого голова. А у него, к счастью, всё в порядке, ведь он ведёт активный образ жизни – занимается танцами.
– Первый раз я пришёл в «Юность Севера», когда учился во втором или третьем классе. Походил год–два, чего-то постеснялся и ушёл. А через несколько лет вернулся и танцевал до 11-го класса. Шла подготовка к ЕГЭ, а я пропадал на репетициях и концертах. Однако это не помешало мне всё сдать и поступить, куда хотел, – говорит Андрей.
Поступил он, кстати, в СПбПУ Петра Великого на юридический факультет. Работа у Андрея, как и у многих, сидячая, а потому на предложение вступить в «Огниво» он отреагировал быстро:
– В 10 утра Сергей Лудников написал мне сообщение. Я, конечно, согласился. В 11 часов понял, что погорячился. А к концу рабочего дня передумал вовсе: надо приехать домой, поесть, собраться, ехать на репетицию в 21.00, а потом обратно, а ещё выспаться – завтра снова на работу... В итоге я написал: «Спасибо за предложение, у меня не получится». А летом встретил Юлю Безумову, она меня вдохновила.
И вот уже месяц Андрей выступает с «Огнивом». Говорит, не пожалел ни разу:
– Наша танцевальная группа – место, куда приходишь уставший, порой раздражённый, а уходишь с радостью в душе. И это чувство сохраняется надолго. В школе я мог ходить на танцы каждый день, здесь работало то же самое. Сперва думал, что даже элементарное не смогу сделать. Было сложно соединить движения, скоординироваться. Но прошёл всего месяц – и я включился. С каждой тренировкой становится всё легче, ты входишь в ритм. Если для закрепления привычки нужен 21 день, то у меня он уже прошёл!
Секрет успеха
Хореограф «Огнива» – Наталия Воронина, выпускница коллектива «Морошки». Ещё в школе пробовала ставить свои первые танцевальные номера. Но, когда пришло время определяться с профессией, золотая медалистка сделала выбор в пользу юриспруденции, а не хореографии.
– Танцы – моя отдушина, как у и многих ребят из нашей стихийной группы. Радостно прийти в зал с работы, а отсюда хочется возвращаться на работу. Переключение между такими разными сферами жизни очень важно, – рассуждает девушка.
Несмотря на серьёзную специальность, увлечение танцами на второй план у Наташи не ушло: она успевала и учиться, и танцевать сама, и ставить целые представления. Но, когда Александр Чемисов попросил её о помощи в подготовке концерта, сперва засомневалась:
– Одно дело заниматься с не танцующими людьми, которыми я руководила до этого, другое – с профессионалами. В большинстве своём мы не были знакомы, но очень быстро сплотились. Концерт отгремел, а нам не захотелось расходиться. Оказалось, это огромный плюс, что мы все серьёзно увлечены танцами: бывает, что я какое-то движение придумала (у меня даже есть специальная тетрадочка, где зарисовываю свои мысли), а докрутить идею не могу. А тут раз – кто-то из ребят придумывает окончание. Мы всё делаем сообща.
У «Огнива» нет чётких планов, но есть большое желание творить. Руководители коллектива уверены: впереди ещё много всего.
– Нам подходит репертуар Rocket Play, под многие песни можно поставить номера. Сейчас выходит много современных народных песен, так что материала достаточно, – говорит Наталия Воронина. – Мы уже выступали на Дне города, Дне России, Дне округа и продолжаем стихийно существовать от выступления к выступлению. У нас никто никому ничего не должен, всё очень легко. В потоке вдохновения рождаются танцы, нет обязаловки. Порой всё бегом, на лету, слишком быстро, но, видимо, в этом и кроется секрет нашего успеха.