Вы здесь

Спасти и сохранить

Год культуры наши культработники завершают с невеселым настроением

Одной из проблем российской глубинки называют низкий уровень культуры населения. Отсюда – такие болезни современного общества как алкоголизм, социальное иждивенчество и многие другие проблемы. Действительно, в отсутствие разнообразных вариантов культурного проведения досуга, люди проводят свободное время, как придется. Этому же у родителей учатся дети: круг замыкается.

О том, каким образом повысить популярность профессии культработника, чтобы все сельские Дома культуры были обеспечены специалистами, и о других проблемах в этой сфере шла речь на заседании рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», прошедшей недавно в Нарьян-Маре.

Встреча под руководством сопредседателя ненецкого отделения Общероссийского народного фронта Риммы Костиной, на которой присутствовали руководители учреждений культуры и другие заинтересованные люди, началась с доклада начальника окружного Управления Ирины Фоминой.

– Мы открыли Год культуры 12 декабря 2013 года фестивалем самодеятельного народного творчества «Вместе мы – Россия!» – рассказала Ирина Викторовна. – Впервые в округе был проведен фестиваль классической музыки, что вызвало большой общественный резонанс. В округе увеличилось количество выездных мероприятий, охват концертной деятельностью, мастер-классами, семинарами. С 2011 года достаточно успешно продолжается строительство сельских Домов культуры. Восемь объектов уже введено в эксплуатацию, достраиваются модульные учреждения культуры в Выучейском, Лабожском, Пылемце, в этом же году планируется сдать Дом культуры в Оксино.

Где взять кадры?

После анализа мероприятий приступили к обсуждению существующих проблем. По словам Ирины Фоминой, главные проблемы в работе сельских учреждений культуры – отсутствие квалифицированных кадров и довольно высокий возраст сотрудников.

– Молодежь не хочет ехать работать в сложные бытовые условия, а других мы им не можем предоставить. Мы активно работали, и даже были желающие обучаться по специальностям «библиотечное дело» и «социокультурная деятельность» на базе Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа. Мы направили официальные письма, так как полномочия по среднему профобразованию перешли в округ, но, к великому сожалению, группу не набрали, – говорит Ирина Викторовна.

Вопрос о невысокой популярности профессии стал едва ли не главной темой обсуждений. О прошлом опыте обучения сельских культработников в Нарьян-Маре напомнила присутствующим начальник Управления культуры Заполярного района Елена Вергунова:

– В свое время на базе колледжа был опыт обучения студентов в сфере культуры, и я бы сказала, что это был неплохой опыт. Все выпускники остались в профессии, получив это базовое образование. Кто-то их тех людей, которые окончили это отделение, поступали обучаться на высшее звено именно благодаря тому, что они начинали учиться здесь. Профориентационную работу, согласна, нужно усилить. Но надо придумать, как ее вести, чтобы сделать наше направление более привлекательным для молодежи. Может, стоит какие-то ролики создать, больше рассказывать о профессии. Но должна сказать: есть и другие проблемы, кроме малого количества желающих обучаться. Мы в этом году помогали поступить двум сельским девочкам, которые уже много лет занимаются в самодеятельности, и столкнулись с неожиданной проблемой.

Казалось бы, в образовательные учреждения, где готовят специалистов в области культуры, в первую очередь логично принимать людей творческих, проявивших себя в самодеятельности и настроенных вернуться работать в родной Дом культуры. Однако, это не везде так. Если в одно училище, после ходатайства районного Управления культуры, девушку приняли сразу, то в другом сказали, что на все отделения принимают только по результатам ЕГЭ, и не смотрят: профориентированный это человек или нет. На слова о том, что это неправильно, был ответ – требования Министерства культуры.

Кочегар – не культработник

Радужные надежды на то, что исполнение указа президента в части повышения оплаты труда работников культуры до средней по экономике региона в одночасье сделают профессию привлекательней, опять же омрачаются современными реалиями. Дело в том, что средняя оплата труда в культуре почему-то рассчитывается с учетом заработной платы неквалифицированных работников: техперсонала, кочегаров и прочих сотрудников Домов культуры. Это значительно уменьшает размер предполагаемого денежного вознаграждения, что, разумеется, волнует деятелей культуры и искусства. Тем более что при тех же расчетах в сфере образования и медицины технический персонал из списка исключен.

Еще одна серьезная проблема – зависимость сельских учреждений от муниципалитетов. Поездки творческих коллективов, повышение квалификации работников, вся финансовая жизнь с 2004 года – в руках глав муниципальных образований. Причем деньги, которые могут быть использованы для «культурных» нужд, перечисляются общей суммой, и назначение их – исполнение полномочий. А уж на что их потратить в первую очередь – решать главе муниципалитета. В итоге – нередки ситуации, когда средства идут на ремонт мостовых. Если перефразировать известную присказку о мухах и котлетах, получится: деньги – отдельно, культура – отдельно. Следствием этой проблемы стал тот факт, что библиотекари Волоковой, Волонги, Белушья, Верхней Пёши со своих и без того невеликих зарплат переведены на полставки.

Римма Костина следующим образом прокомментировала ситуацию:

– Нельзя равнодушно относиться к тому, что творят, может быть, не очень грамотные, руководители муниципального образования. Как можно переводить библиотекарей на полставки? Люди уходят. Я знаю, что в одном селе уже на этом месте работает парикмахер! И я знаю, работая в культуре с 1961 года, что в самые тяжелые времена на селе работал библиотекарь, квалифицированный специалист! Необходимо вести профориентационную работу. В 1985 году профессию культработника получало сто двадцать человек из округа, а сегодня – шесть. Если даже не все вернутся, работать – надо! Потому что сколько бы мы ни объявляли Год культуры, если нет у нас подготовленных людей, ничего не получится, это мы все прекрасно знаем.