Вы здесь

Сити с менеджером

Не место красит управленца...

Развитие местного самоуправления не стоит на месте, с каждым годом система управления городскими и районными территориями реформируется, развивается. В этом году в Заполярном районе прошли выборы представительного органа в новом формате, по-новому теперь будет строиться и система управления. Наряду с главой района в лице председателя Совета депутатов появится и сити-менеджер. Кто он – сити-менеджер, и зачем вводится такая должность в муниципальной иерархии, выяснял корреспондент «НВ».

Сити-менеджеры появились в российских городах почти десять лет назад – с принятием закона о местном самоуправлении. Города и районы получили право самостоятельно решать, кому поручить заботы о собственном хозяйстве и благосостоянии: всенародно избранному мэру, единолично возглавляющему исполнительную власть, или нанятому по контракту внешнему управленцу, на американский манер прозванному сити-менеджером.

Сегодня термин «сити-менеджер» прочно входит в нашу жизнь. В переводе с английского это слово означает «городской управляющий», который, как правило, занимается решением текущих задач. При этом разработка стратегии развития города, представительные функции и связи с вышестоящими органами остаются за главой территории.

Сити-менеджеров сравнивают с генеральными директорами крупных корпораций, депутатов – с членами советов директоров, а мэр, он же глава муниципального образования, выступает в качестве председателя совета директоров.

Смысл в том, как говорят создатели закона, чтобы муниципалитетами руководили не политики, которые склонны к обещаниям, закрытости и сосредоточению власти в одних руках, а профессиональные хозяйственники.

Если первый из них не выполнит обещанное, его не переизберут на следующий срок, а если второй не справится и начнет заваливать городское хозяйство, его можно немедленно заменить на другого, более способного и опытного (без дополнительной нагрузки на городской бюджет в виде перевыборов).

– Это было сделано для того, чтобы в деятельности мэра политика не смешивалась с экономикой, – считает депутат совета Заполярного района Анатолий Курленко. – Глава местного самоуправления и нанятый менеджер занимаются каждый своим делом, что должно свести к минимуму любые огрехи профессиональной неопытности управления городом, а также коррупционные тенденции. Я думаю, ничего бы не было плохого, если бы вслед за Заполярным районом такая система управления появилась и в Нарьян-Маре.

«Географическое» распространение сити-менеджмента в России остается крайне неравномерным. Назначили главу местной администрации:

– в 100 процентах муниципальных образований Республики Марий Эл, Москвы и Санкт-Петербурга;

– в более чем в 90 процентах муниципальных образований в Белгородской, Ивановской, Пензенской, Тюменской, Ульяновской областях.

Назначаются по контракту главы администраций региональных столиц 44 субъектов РФ, в их числе Белгород, Благовещенск, Владикавказ, Екатеринбург, Иваново, Казань, Калининград, Киров, Мурманск, Нижний Новгород, Оренбург, Псков, Салехард, Сыктывкар, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск.

– В такой системе управления представительный орган – городской совет или дума – является центром принятия стратегических решений по развитию территорий, глава муниципалитета руководит работой центра, а сити-менеджер осуществляет текущую деятельность по управлению районом или городом, реализуя планы и программы, принятые местным советом. Что касается применения сити-менеджмента в Нарьян-Маре, то скажу, что по российскому законодательству такая форма управления обязательна, если внутри муниципалитета есть муниципальные районы. Кстати, в Архангельске сейчас это живо обсуждается и готовится законодательная инициатива. В Нарьян-Маре такое тоже возможно, но только если большинство наших избирателей поддержат идею, – высказал свое мнение депутат городского Совета Виталий Кожевин.

Как считает депутат окружного парламента Виктор Кмить, говорить об эффективности этой системы управления в нашем регионе пока рано:

– Для нас это новое, мы не можем иметь представление, с какими трудностями столкнутся глава муниципалитета и сити-менеджер. Нужно, чтобы прошло хотя бы полгода, чтобы можно было оценить новую форму управления.

По мнению председателя окружного Совета ветеранов войны и труда Вячеслава Корепанова, для принятия серьезных решений по изменению системы управления необходимо не только всесторонне изучить вопрос, проанализировать риски, но и узнать мнение общественности.

– Обязательно должен быть переходный период при принятии глобальных решений, у каждой территории Российской Федерации свои особенности, своя специфика и шаблоны здесь неприменимы, – говорит Вячеслав Кузьмич. – К тому же я считаю, что много реформ одновременно проводить нельзя.

Депутат окружного парламента Андрей Смыченков, в свою очередь, заявил, что федеральное законодательство сегодня позволяет применять новую схему муниципальной власти на любых территориях, в том числе и в Нарьян-Маре:

– Все зависит от людей, которые будут работать в этом тандеме. Если у них не будет взаимопонимания, то и работа не сложится, начнутся разногласия. Им нужно работать сообща, иначе они ничего не смогут решить. Сити-менеджер должен быть хозяйственником, а не бизнесменом. Он должен какое-то время проработать на предприятии, иметь опыт управленческой работы, которая показала хорошие результаты.


Наша справка

Новая модель муниципального управления разрабатывалась в соответствии с международным опытом. Контракт с профессиональным менеджером на управление городским хозяйством впервые был введен в США в 1914 году и получил широкое распространение в 30-е годы.