Вы здесь

Типография меняется – ответственность остается

Полиграфисты-ветераны пришли в гости к «Няръянке»

Тогда и сейчас

В советское время в типографии «НВ» трудились в основном женщины, а сегодня, наоборот, работают только мужчины. Раньше было больше двух десятков сотрудников – теперь остались лишь шесть человек. Поэтому в гости пришли три печатницы, а встречали их шесть печатников.

Полина Васильевна Филиппова работала в газете с 1966 по 2001 год. Все это время здесь продолжалась эпоха высокой печати, хотя на Большой земле к началу нынешнего века ее уже практически повсеместно вытеснил офсет. Командированная на учебу в Новосибирск, Полина Филиппова два года отучилась там, после чего набирала газету на линотипе (аппарат, отливавший строки газетного набора из свинцового сплава). Людмила Андреевна Черепанова тоже работала линотипистом – 30 лет – с 1963 по 1993 год.

Производство это было очень вредным. Сплав сурьмы, свинца и олова необходимо было постоянно переливать заново, у каждого линотипа сбоку был открытый чан с расплавленным гартом, а в работе использовались вредные и едкие химикаты, да и с чисто физической точки зрения работа была не из простых.

– Раньше металлические оттиски на полосы нужно было ставить вручную, а они весили около 30 килограммов. Да и рулоны бумаги по два центнера каждый разматывать совсем непросто, – вспоминает другая работница типографии, Нина Михайловна Поярова. Сейчас термический оттиск – тонкая пластина весом с десяток граммов.

...В Нарьян-Мар Нина Поярова прибыла на знаменитом судне «Юшар» в 1955 году, а в типографии «Няръяна вындер» трудилась с 1960 по 1992 год. Нина Михайловна принимала участие при вводе в эксплуатацию нового здания редакции, в которое «НВ» переехала в конце 1989 года. До того и типография, и редакция располагались в деревянном доме на улице Смидовича (которое сейчас занимаетфилиал ГТРК «Поморье»). Долгие годы старая типография была лишена центрального отопления – сотрудникам, помимо основной работы, приходилось еще и топить печи. Впрочем, это не всегда помогало – по воспоминаниям ветеранов, в помещении очень часто стоял самый настоящий мороз. Как рассказывает Нина Поярова, приходилось даже заказывать в аэропорту машину для прогрева помещений.

– Начальник говорил: вот за что вы северные получаете! – смеется сегодня Нина Михайловна.

Техника цифровая,
но ручной труд остается

Металлический валик с цифрами – нумератор – вот и все, что осталось от старой типографии. Ну, еще машина для обрезки бумаги из рулонов, она родом из 70-х годов прошлого века. Советские машины высокой печати сменила современная офсетная и цифровая техника. Краски и бумага тоже значительно поменялись. Новая типография гораздо меньше старой. Раньше печатные машины и другое полиграфическое оборудование занимали намного больше места, поэтому и помещение было в несколько раз большей площади и с более высокими потолками.

– Минимизация производства, – объясняет начальник цеха Александр Евсеев.

– Что-то грязновато у вас, ребята! У нас почище в цеху было, а мужики грязь развели, – шутят гостьи.

– Рабочий процесс! Попробуйте номер в 64 полосы напечатать, еще и не столько краски кругом будет, – смеются печатники, рассказывая про выпуск «НВ» от 23 октября, в котором целиком уместился проект окружного бюджета на три года – с 2015 по 2017-й. На этот номер было затрачено 34 часа непрерывной работы и ушло 1,2 тонны бумаги.

А всего в год типография «НВ» расходует примерно 40 тонн бумаги. Каждую неделю расходуется три 2,5-килограммовых банки черной краски. Кроме собственно газеты здесь выпускается и множество другой полиграфической продукции: открытки, журналы, сборники нормативных и законодательных актов.

– Все-таки расскажите, где легче работать: в старой типографии или сейчас? – интересуется Людмила Черепанова.

Александр Евсеев и печатник Анатолий Ардеев трудятся давно и успели застать времена высокой печати, а Нина Поярова со смехом называет их «детьми перестройки». Завязывается спор:

– Вот сравните, сколько у нас работы! Раньше газета выходила хотя и каждый день, кроме среды, но всего на четырех полосах, а сейчас 36 полос в неделю, – говорят современные печатники.

– Зато у вас условия лучше. И ручного труда меньше. К тому же мы раньше все бланки и документы печатали для округа, а теперь все это на ручных принтерах делают, – не сдаются ветераны.

Действительно, в докомпьютерно-допринтерные времена обязанность по печати огромного количества разнообразных бланков документов и плакатов лежала на типографии.

– У нас ручного труда тоже хватает – рулоны по-прежнему руками таскаем и на разрезку ставим. А они, к слову, потяжелели с переходом на офсетную бумагу – теперь стандартный весит не 200 килограммов, а 300, – говорит Анатолий Ардеев.

– При советской власти строже к материалам относились. Если где ошибка – весь тираж перепечатывали, иногда материалы приходилось уже в процессе заменять, – выдвигает аргумент Нина Поярова.

– А мы тоже иной раз тиражи перепечатываем! По ночам постоянно работаем, – отвечают нынешние сотрудники...

В общем, вопрос, в какое время приходится труднее, печатники разных поколений так и не разрешили. Отрасль очень изменилась, технологии и объемы работы тоже не стоят на месте. Но одно остается для «Няръяна вындер» главным на протяжении десятилетий – сдать номер точно по графику и в срок. И в этом ветераны нашего полиграфического цеха полностью согласны с нынешними сотрудниками типографии.


Наша справка

На линотипе оператор с помощью клавиатуры набирал строки текста из отдельных литер с рель-ефным изображением символов и пробельных клиньев. Набранная строка служила формой для отливки линотипной строки из типографского сплава на основе свинца – гарта. Из отлитых строк на отдельных специальных стальных столах верстались печатные формы газетных полос, а в самом линотипе литеры и клинья, составляющие наборную строку, автоматически возвращались в специальные кассеты машины для повторного использования. Заголовки набирались отдельно, в зависимости от размера – или на линотипе, или вручную из литер большого размера.