Вы здесь

Палки в колесах

Дойдет ли дело до практики вождения?..

Первое июля этого года – черный день для всех российских автошкол. Ведь именно в этот день вступили в действие новые правила их лицензирования. С этого дня получить лицензию, позволяющую вести деятельность, стало очень сложно. Главная проблема в том, что у большинства автошкол РФ недостаточная материальная база для удовлетворения всех необходимых условий лицензирования. Так, из пяти нарьян-марских автошкол заявку на лицензирование подали три и… ни одна экзамен в ГИБДД не прошла! Почему, разбирался корреспондент «НВ».

История вопроса

Сначала о новых условиях лицензирования. Как рассказали в окружном ГИБДД, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 1408 от 26 декабря 2013 года «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» ужесточились требования к материально-технической базе автошкол. А именно требования к учебным автомобилям, классам и учебной площадке. Так размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га, иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование.

Классы автошкол должны быть оборудованы аппаратно-программным комплексом тестирования и развития психофизиологических качеств водителя. Также впервые в программах прописаны формулы, по которым считается пропускная способность автошколы. Она напрямую зависит от количества и размеров классов, а также от количества имеющихся автомобилей. Теперь продолжительность обучения на категорию «В» составляет 190 часов, из которых 130 – теория, 56 – практика и 4 часа – экзамен. А вот на категорию «М» (мопед) потребуется потратить 122 часа. Из которых 100 часов – теория, 18 часов – практика и 4 часа – экзамен. Также предусмотрена возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач.

Проблема или панацея?

Виктор Яковлев – руководитель автокласса Нарьян-Марской школы № 1 с 26-летним стажем профессиональной деятельности. Сегодня это учебное заведение не только выпускает водителей на коммерческой основе, но и бесплатно обучает автоделу старшеклассников. Эта дисциплина входит в обязательную учебную школьную программу.

– До минувшего августа никаких проблем с качеством обучения будущих водителей не возникало, об этом свидетельствует количество успешно сдавших экзамен с первого раза. Но сейчас мы под угрозой закрытия. Из 26 пунктов программы лицензирования, которые необходимо пройти в ГИБДД, наша автошкола не прошла четыре, – рассказывает Виктор Геннадьевич.

Первый пункт – коэффициент сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием ниже нормы. Однако на одной из последних встреч с представителями ГИБДД Виктор Яковлев доказал, что это не так, и с ним автоинспекторы согласились. Указали инспекторы и на то, что нет поперечного водоотвода, хотя на территории площадки имеются два канализационных люка. Чем не водоотвод?!

Второй пункт – покрытие площадки для обучения водителей неровное и неоднородное. Неровности почему-то проверяющий из автоинспекции определил «на глаз».

– Покрытие у нас бетонное. Без специальных приборов нельзя определить, насколько оно неровное, однако проверяющий инспектор настаивает на своем. Нам также указали, что с наступлением холодов на площадке появился укатанный снег, а такого быть не должно, поверхность должна быть чистой, – поясняет Виктор Геннадьевич.

Это, простите, абсурд какой-то. Мы же с вами не в Африке живем, а на Крайнем Севере, где минимум девять месяцев зима. Или автошколам надо нанимать для круглосуточной работы трактор и гоняться за каждой снежинкой?! И потом, что, будущие водители будут ездить совершенно по каким-то другим, очищенным от снега и льда до асфальта, дорогам некоего «идеального» Нарьян-Мара?!

Претензии по двум оставшимся пунктам касаются размера площадки для обучения водителей и ее внутренних ограждений.

Нужен автодром

Замечу, что проблемы автокласса 1-й школы еще не столь большие, как у других организаций Нарьян-Мара, занимающихся обучением водителей. Сегодня не у всех есть площадки для вождения, не говоря уже о том, что в нашем городе полноценного автодрома нет вообще.

– Даже если сегодня все автошколы объединятся и станут за свои средства строить автодром, все равно собственных средств не хватит. Без участия государства построить такой крупный объект не получится, – считает Яковлев.

С ним согласны руководители других автошкол. Как поясняет Виктор Геннадьевич, сегодня за счет коммерческих курсантов, школа может бесплатно обучать вождению учеников школы №1, из этих же средств платят зарплату инструкторам. Иными словами, лишних денег нет, нужна помощь региона.

– Мы уже несем потери: до конца года должны были набрать еще одну группу курсантов, теперь это невозможно. Введение новых образовательных программ и требований поставило под угрозу закрытия 90 процентов автошкол России. Около 80 тысяч преподавателей, методистов, инструкторов и других специалистов автообразовательной сферы уже в ближайшие месяцы, даже недели, могут потерять работу. К примеру, в Архангельске также ни одна автошкола не прошла лицензирование. По действующим положениям обучать будущих автомобилистов не может ни одно учебное заведение, – не без грусти завершает беседу Виктор Яковлев.

Конечно, никто не спорит, что ужесточение правил лицензирования автошкол – это закономерная попытка регулирования качества автообразования и количества образовательных учреждений. Но принимая столь серьезный нормативный акт, нужно обязательно учитывать и специфику регионов, и количество населения в них, и уровень аварийности, и многое другое, чтобы нормативный акт действительно работал, а не вызывал бурю возмущений в обществе.

Эхо новшеств

Как видите, сложная ситуация не только в Ненецком автономном округе, по всей стране дело обучения водителей любых категорий под серьезной угрозой. Если этот вопрос не будет решен в ближайшее время, то системных проблем в подготовке водителей не избежать. Прием на обучение в автошколах уже остановлен, два-три месяца простоя, и многие из них станут вынужденными банкротами. Крах автообразовательной системы аукнется по всей России: цены за обучение в оставшихся автошколах взлетят до небес, десятки тысяч специалистов останутся без работы, наработанные за десятилетия методики обучения будут утеряны, а водители-недоучки, купившие права за астрономические деньги (потенциальная коррупционная составляющая обязательно проявится) заполонят дороги. В выигрыше останутся только инициаторы нововведений и «дружественные» им коммерческие структуры, ведь рынок автообразования, по мнению многих экспертов, давно поделен и во многом монополизирован. По-видимому, там, где большой бизнес играет по-крупному, нет места сожалениям...