Вы здесь

Жесткая посадка

На официальном сайте госзакупок в прошлом месяце появилась информация, которая привлекла внимание сначала журналистов, а затем и прокуратуры.

Муниципальное казенное учреждение «Комбинат по благоустройству п. Искателей» объявило аукцион на благоустройство и озеленение участка возле домов № 14 и 16 по улице Поморской.

И все бы ничего, если бы не сроки его исполнения: работы должны быть выполнены в течение пяти дней с момента заключения муниципального конт-ракта, то есть в третьей декаде ноября 2015 года.

А фирма-победитель в соответствии с техническим заданием должна сформировать и разбить газоны (обыкновенные и мавританские), подготовить землю для посадки семян, внести удобрения, посадить семена, засыпать их плодородным слоем почвы и полить. Перед разбивкой газона необходимо «выполнить выкашивание травы на площади посадок».

Облагораживание участка размером в 100 квадратных метров должно обойтись бюджету муниципального образования в 523 тысячи рублей.

Интересно, кому пришла в голову идея в сугробном и морозном ноябре начать заниматься озеленением придомовых территорий? Это было бы объяснимо, если бы речь шла, например, о Краснодарском крае или Ярославской, Смоленской области, где в октябре еще худо-бедно даже с деревьев листья не опадают.

Каждый житель Ненецкого округа понимает, как трудно на Севере вырастить хотя бы что-нибудь этакое даже на подоконнике, да еще и зимой: пересаженная из родной почвы ель с трудом приживается на чужой земле. А тут «озеленение»!

Странно, что в перечень озеленительных работ не включили расчистку снежных сугробов на месте будущих газонов, долбление замерзшей земли, поскольку уже к двадцатым числам заполярного месяца Малой темноты она промерзнет окончательно.

По данным сайта, электронный аукцион состоялся 6 ноября 2015 года, контракт выиграла одна из нарьян-марских фирм, причем участвовало в нем пять компаний, предложивших примерно одинаковую цену.

Так что, дорогие жители новых домов на Поморской улице, не удивляйтесь, если вдруг в своем дворе вы увидите долбящих землю заиндевевшими ломами людей, одетых в светоотражающую форму и с касками на головах (это указано в условиях контракта в пункте № 10). Не отказывайте им в помощи, если они вдруг попросят вас подсоединить свои поливочные шланги к вашему водопроводу. Ради вас стараются!

А если вдруг из растений и семян, посаженных в снежном ноябре, ничего не вырастет, значит, подрядчик плохо поливал и мало «подкармливал» газоны на вашей придомовой территории. А на все про все, как мы помним, ему отводится всего пять дней.

Давние традиции

Если в советской песне 60-х годов утверждалось, что «и на Марсе будут яблони цвести», то нарьян-марские песенники, реально оценивая заполярную действительность, в те же шестидесятые пели лишь о том, что: «в Нарьян-Маре не цветут каштаны, не растут сады». И это правильно! Реализм – это наша северная натура. У нас в основном приживается то, что природой начертано и ею же посажено, а не то, что каждому человеку вздумается в Заполярье вырастить.

Если читатели «НВ» оглянутся на недалекое прошлое, то вспомнят, что были и здесь попытки алычу и сливовые деревья высаживать, райские яблочки в землю закапывали и еще чего-то в начале двухтысячных в землю около «Титаника» втыкали. Но только результат оказался нулевым.

«Непонятки» последних десятилетий в каждом нормальном человеке вызывают скорее недоумение, чем желание познать непознанное. Мало кому ясно, куда уходят честным трудом заработанные деньги, которые граждане добросовестно вносят в казну. Особенно этим отличается сфера ЖКХ, которую часто вполне обоснованно называют «черной дырой» для финансирования.

Непонятно, куда утекает поток вложений на благоустройство, если территория вокруг домов напоминает каток, а не приличное дворовое пространство, метровые сосульки свисают с крыш, как дамокловы мечи.

При этом особого желания что-либо объяснять у российских чиновников от коммунального хозяйства мы не наблюдаем.

К общероссийским проблемам у нас добавляются короткое заполярное лето и долгая полярная ночь, ранняя зима и высокий градус холода. В результате и жизнь в Заполярье суровее, и тепла меньше, и всякие сроки ремонтных работ ограничиваются двумя-тремя месяцами. А любое строительство стоит намного дороже. Особенно, если начинать его с первыми заморозками.

Нарьянмарцы за долгие годы уже привыкли к заполярному ноу-хау: с первым снегом роем траншеи для ремонта теплосетей или прокладки кабелей, город в это время чаще всего напоминает прифронтовую территорию.

Вбивать сваи для возведения домов с началом первых морозов тоже стало для нас «доброй» традицией. Земля гудит в это время как перед землетрясением, и не беда, что с приходом весны эти сваи начинают расползаться на намывном песке как кривые зубы.

А укладка асфальта – вообще особая песня. Мало того, что ямочный ремонт городских дорог, долгие годы считавшийся вынужденной мерой, выбивал нас из жизненной колеи. Еще и совершенно непонятная нормальному человеку осенне-зимняя технология укатывания битума под проливным дождем или снегопадом в последнее время повергала народ в шок.

А затем положенные таким манером заплатки сходили по весне вместе со снежным покровом. И такая сказка про белого бычка продолжалась несколько лет. Как бы сказал знаменитый северный писатель прошлого века Борис Шергин: «Вот ить чё, и то ничё!».