Вы здесь

Земляки-однополчане

Иван Яковлевич Зелянин. 1942 г. Погиб 30 апреля 1945 года / Фото предоставлено автором

К одной награде – ордену Славы III степени – оба они были представлены в одном приказе командования.

Признаемся: в заголовке этой статьи есть натяжка. Но совсем небольшая. Люди, о которых мы расскажем, не были однополчанами, если отталкиваться от правил формальной грамматики.

 

Служили два товарища

 

Сначала они служили в 31-й отдельной лыжной бригаде 14-й армии Карельского фронта, сражались на Мурманском направлении. В последующем продолжили службу в составе 31-й отдельной горно-стрелковой Краснознамённой бригады 126-го лёгкого горно-стрелкового Краснознамённого корпуса 4-го Украинского фронта.

Чересчур дотошный читатель, пожалуй, скажет: «Нужно говорить – не однополчане, а однобригадники!». Однако такого слова в русском языке нет, так что не обессудьте, уважаемые въедливые критики, мы назовём Ивана Яковлевича Зелянина и Фёдора Ивановича Гагарина однополчанами. Так будет правильно по существу: ведь рота связи и вьючный артиллеристский дивизион напрямую подчинялись командиру бригады, состоявшей, за неимением полков, из батальонов. К тому же Иван Яковлевич и Фёдор Иванович, призванные в армию Ненецким райвоенкоматом, наверняка были знакомы лично: земляки на фронте, как известно, тянулись друг к другу – их звала родная земля, объединял быстрый северный говорок, наше неискоренимое «дак»... И даже к награде – ордену Славы III степени – Иван Зелянин и Фёдор Гагарин были представлены в одном приказе командования на одной странице.

 

Писарь – профессия боевая

 

Иван Яковлевич Зелянин по происхождению был помор; он родился в 1908 году в деревне Бокабек Прилуцкого сельсовета Емецкого района Архангельской области. А на фронт ушёл из Нарьян-Мара, где работал бухгалтером в Печорском морском порту. Это случилось 11 ноября 1942 года, когда на северном теа­тре военных действий установилось напряжённое затишье. Враг, рвавшийся к Мурманску, был остановлен в результате тяжелейших боёв на Кольском полуострове, однако планов завладеть главным портом страны, куда шли морские конвои союзников с военными грузами по ленд-лизу, не оставил. Нерушимым надолбом встали на пути у гитлеровцев бойцы и командиры 14-й армии и моряки Северного флота.

Среди них был Иван Зелянин, служивший заместителем старшины, а впоследствии писарем вьючно-артиллеристского дивизиона 31-й бригады.

Свою первую награду – орден Красной Звезды – младший сержант, командир расчёта 76-миллиметровых пушек, Иван Зелянин получил в ноябре 1944 года, участвуя в боях на Мурманском направлении.

Из наградного листа:

«За время пребывания в батарее тов. Зелянин показал себя исключительно смелым, дисциплинированным младшим командиром. Благодаря своей самоотверженной работе, он обес­печил сохранность конского состава, совершая трудный марш по бездорожью. В глубоком тылу противника на развилке дорог тов. Зелянину в критическую минуту боя было приказано доставить под неприятельским огнём снаряды и патроны. Рискуя жизнью, он своевременно обеспечил выполнение боевой задачи подразделением в целом. Взвод, в составе которого действовал Зелянин, уничтожил до 30 немцев и четыре огневые точки противника».

Второй наградой Ивана Яковлевича стала медаль «За оборону Советского Заполярья» – своего рода отличительный знак воинов-северян, защищавших Родину в высоких широтах.

Война катилась на запад, а вместе с ней шёл по дорогам сражений писарь дивизиона Иван Зелянин. Весна 1945 года застала его в Чехословакии, превращённой гитлеровцами в «неприступную крепость на подступах к Тысячелетнему Рейху». Чехословакию освобождали вой­ска трёх Украинских фронтов 1-го, 2-го и 4-го. Северяне, разгромившие отборные части вермахта в Заполярье, теперь штурмовали эту крепость и её последний оплот – Прагу, которая была очищена от врага уже после взятия Берлина, 9 мая 1945 года.

Фашисты огрызались с ожесточённостью и упорством обречённых, о чём свидетельствуют записи в наградном листе на Ивана Зелянина:

«С 24 марта по 4 апреля 1945 года тов. Зелянин, как писарь дивизиона, вместе с командиром дивизиона находился в передовых порядках батарей. Он вёл точный учёт личного состава, боеприпасов, своевременно информировал командира о состоянии и положении батарей, а также оказывал помощь раненым. Всего тов. Зеляниным было вынесено с поля боя из-под обстрела противника 14 человек раненых. 25 марта, когда штабные документы дивизиона оказались в угрожающем положениии и могли попасть к противнику, тов. Зелянин, презирая смерть, бросился под ружейно-пулемётный и артиллеристский огонь и спас их. 2 апреля тов. Зелянин был контужен, но из строя не выбыл и продолжал работать с утроенной силой».

За этот подвиг Иван Яковлевич был награждён орденом Славы III степени. Он погиб 30 апреля 1945 года и был похоронен в местечке Мартыново, квадрат 2896, Чехословакия. Когда наша страна праздновала Победу, в Нарьян-Мар пришла похоронка. Её получила жена Ивана Яковлевича Людмила Ивановна. Для неё великий праздник Победы оказался со слезами на глазах...

 

Две «Звёздочки» ефрейтора Гагарина

 

Фёдор Иванович Гагарин, 1911 года рождения, был призван в ряды Красной армии 12 декабря 1941 года Ненецким ОВК. Служил командиром телефонного отделения отдельной роты связи. Боевое крещение ефрейтор Гагарин получил там же, где и его земляк-однополчанин Иван Зелянин – в позиционных боях на Мурманском направлении. Вчитаемся в наградной лист и узнаем, как это было.

«13 мая 1942 года тов. Гагарин, один из связистов, дежурил у аппарата в обороне взвода автоматчиков 7-го отдельного лыжного батальона у высоты «Каменистая». Двое суток он не выпускал из рук телефонной трубки. Утром немцы неожиданно появились в 100 метрах от обороны взвода, открыв миномётный огонь и обстрел из трёх пулемётов, винтовок и автоматов. Фашисты приближались, связь прервалась. Бой разгорался. Появились раненые и убитые. Отважный связист Гагарин под шквалом огня сращивал провода, рвал маскхалаты, перевязывал ими раны истекавших кровью автоматчиков. Когда из 30 автоматчиков осталось 7 человек, иссяк запас патронов. Тов. Гагарин отдал свои патроны бойцам, оставив в подсумке одну обойму, а затем ползком собирал у убитых и раненых бойцов патроны и сам вёл огонь по наседавшим фашистам. В этом бою связист Гагарин действовал за нескольких бойцов. Несмотря на смертельную опасность, он сохранил аппараты и линию, по которой стал корректировать огонь наших миномётов по немцам. Атака врага была отражена».

Читаешь строки боевого и вполне официального документа и зримо представляешь человека, который их пишет или диктует. Казалось бы, война, её страшные будни: кровопролитные бои, изнуряющие походы, бесконечные майские дожди под низким северным небом, окопная грязь, стоны раненых бойцов, смерть друзей – должны были вызвать атрофию к словесной патетике, к фразам вроде «отважный связист», «раны истекающих кровью», «шквал огня», «смертельная опасность». Ан, нет: настолько, видать, самоотверженно сражался ефрейтор Гагарин, что не запнулось перо командира, представлявшего его к награде, не притормозило перед высоким стилем!

Минуло полгода, и Фёдор Иванович вновь оказался в самом пекле боя. «15 сентября 1942 года, – читаем в донесении, – тов. Гагарин с красноармейцами Горлышевым, Прыгуновым и Горинцевым вёл линию связи от НП бригады (высота«Скалистая») на соединение с проводом армейской линии к высоте 253.7. Вражеский огонь преградил дорогу. Бойцы залегли. По своей инициативе Гагарин бросился вперёд и потребовал от бойцов следовать за ним. Эта находчивость и решительность спасли расчёт и обеспечили выполнение задачи. В бою 14 октября 1942 года тов. Гагарин проявил мужество, восстанавливая разрушенные линии к КП бригады под ожесточенным огнём с воздуха. Как самый отважный боец, он принял командование вместо командира отделения Григорьева, павшего в этом бою. Ефрейтор Гагарин и его отделение – лучшие среди телефонистов роты. За отвагу, мужество тов. Гагарин достоин награждения орденом Красной Звезды». Представление к награде подписал командир роты связи капитан Донец.

Летопись войны отмерила ещё два года. В октябре 1944 года в Заполярье начинается Петсамо-Киркенеская наступательная операция Карельского фронта и Северного флота, которая превратит для фашистов холодную осень Севера в жаркий кромешный ад, вычистит их поганой метлой с Кольского полуострова и начнёт освобождение Норвегии, исстрадавшейся под нацистской оккупацией, и бывшего союзника Рейха – Финляндии, быстро протрезвевшей от сокрушительного удара Красной армии. В историю этот удар вой­дёт под названием «Десятый Сталинский».

В наградном листе Фёдора Гагарина появляется запись:

«За всё время нахождения в отдельной роте связи, с момента её формирования, тов. Гагарин показал себя дисциплинированным, находчивым, знающим своё дело связистом. Он участвовал во всех боевых операциях, проведенных бригадой на флангах и в тылу противника. В бою за развилку дорог 9 октября 1944 года тов. Гагарин в расчёте Семёнова наводил линию связи ко 2-му отдельному лыжному батальону. Во время обстрела был смертельно ранен начальник направления сержант Семёнов. Гагарин тут же принял на себя командование расчётом и продолжил выполнение поставленной задачи. Под его руководством расчёт, несмотря на продолжающийся обстрел, своевременно навёл линию и поддерживал бесперебойную связь в течение всего боя. Лично Гагарин под огнём исправил два повреждения на линии».

За обеспечение бесперебойной связи командования бригады, проявленные при этом мужество и отвагу, уже знакомый нам капитан Донец представил Фёдора Ивановича ко второму ордену Красной Звезды. 24 ноября 1944 года «звёздочка» украсила его грудь.

 

За Одером была Победа

 

Прошло четыре месяца. 31-я отдельная горно-стрелковая Краснознамённая бригада, 126-го лёгкого горно-стрелкового Красно­знамённого корпуса, 4-го Украинского фронта, в составе которой сражается ефрейтор Гагарин, участвует в Моравско-Остравской наступательной операции с целью овладения угольным и промышленным районом на территории Силезии, где заводы Тиссена и Круппа все семь лет оккупации Чехословакии и Второй мировой войны ковали смертоносное оружие для фашистского рейха. Перед Фёдором Ивановичем раскинулся Одер, водный рубеж, естественная преграда, многократно усиленная мощными инженерными сооружениями немцев. За Одером была Победа.

Из наградного листа:

«В наступательную операцию с 24 марта 1945 года тов. Гагарин отлично справлялся с возложенной на него задачей по обеспечению телефонной связью КП бригады с наступающим батальоном. Работая по несколько суток без отдыха, он неоднократно подвергался опасности. При форсировании реки Одер тов. Гагарин находился в первых рядах, ведущих телефонную линию. Во время переправы аппаратура связи была потоплена. Тов. Гагарин сам несколько раз заходил по грудь в воду, вытаскивая на берег телефонные катушки с проводами. Не обращая внимания на стужу, он, промокший насквозь, продолжал наводить связь КП с батальоном. С возложенной задачей ефрейтор Гагарин справился отлично. Достоин правительственной награды – ордена Оте­чественной войны I степени.

13 апреля 1945 года командование 126-го лёгкого горно-стрелкового Краснознамённого корпуса наградило Фёдора Ивановича орденом Славы III степени, который вместе с земляком Иваном Зеляниным сражался плечом к плечу и громил Силезскую группировку издыхавшего вермахта.

Об ожесточённости и масштабе сражений на Моравско-Остравском направлении свидетельствуют боевые донесения командования Красной армии. Попробуем ощутить этот масштаб и мы, прочитав строки военных документов, давно ставших историей.

«24 марта 1945 года на втором этапе Моравско-Остравской наступательной операции 38-я армия прорвала оборону противника восточнее Зорау, овладела городами Зорау, Лослау и вышла к реке Одер в 12 километрах севернее населённых пунктов Морава и Острава. В течение 1-4 апреля 1945 года армия вела бои за захват плацдарма в районе Тунскирх, и в результате упорных боев создала плацдарм на западном берегу реки Одер в районе Тунскирх, Креипенорт. Противник, стремясь не допустить расширения плацдарма, на узком участке сконцентрировал четыре танковых и две пехотные дивизии и предпринял многочисленные контратаки пехотой и танками. Командование приняло решение перейти к обороне. Противник только за сутки предпринял 30 контратак пехотой и танками при поддержке сильного артиллерийского и миномётного огня. С наступлением темноты противник предпринял контр­атаку силами двух полков пехоты с 40 танками и СУ, которая была отбита. За день боев уничтожено 760 солдат и офицеров противника, 23 пулемёта, сожжено и подбито 9 танков и СУ, захвачено 22 пленных и 16 пулеметов.

15 апреля 1945 года 38-я армия начала наступление. 19 апреля противник, используя заранее подготовленные рубежи обороны, в течение дня продолжал оказывать огнём и контр­атаками упорное сопротивление нашим войскам, пытавшимся расширить плацдарм на южном берегу реки Опава. Силами до двух батальонов пехоты при поддержке 2-5 САУ немцы предпринимали неоднократные атаки. Авиация противника одиночными самолётами вела разведку поля боя. В течение 19 апреля войска 38-й армии в результате тяжёлых боев, преодолевая долговременную оборону противника, разрушили 15 дзотов, 2 дота, захватили 7 дотов и расширили плацдарм на глубину 1,5 – 2 км. Штурм долговременных рубежей обороны противника позволил 60-й армии овладеть важным узлом дорог и сильным опорным пунктом – населённым пунктом Троплау. 38-я армия с выходом войск на линию берег реки Опавы восточнее города Опава содействовала успеху 60-й армии. Командованию и личному составу приказом Верховного Главнокомандующего объявлена благодарность.

Итоги операции: войска 38-й армии в течение 15 дней наступления прошли с боями, преодолевая сильно укреплённые оборонительные рубежи, до 50 км, овладели 130 населёнными пунктами, форсировали водные преграды на реках Опава, Одер, Остравице, и своим успехом содействовали 60-й армии по овладению городом Опава и дальнейшему успеху 1-й Гвардейской армии по овладению последним каменноугольным бассейном, оставшимся в руках немцев, а также успеху общего наступления 4-го Украинского фронта в направлении Праги. Войсками 38-й армии за апрель уничтожено 252 550 солдат и офицеров противника, 258 орудий, 1 353 пулемёта, 157 миномётов, 154 танка и СУ, 24 бронемашины, свыше 100 автомашин, 12 самолётов. Захвачено 2 136 пленных, большое количество вооружения, техники и боеприпасов и другое военное имущество.

Волей судьбы и воинского долга Фёдор Гагарин был вовлечён в водоворот этих грандиозных событий. Он доблестно выдержал все испытания, выпавшие на его долю. После разгрома фашистской Германии Фёдор Иванович воевал в Манчжурии, сражался против японской Квантунской армии, и вместе с миллионами советских солдат и офицеров поставил точку во Второй мировой войне. Украшенный наградами: двумя орденами Красной Звезды, орденом Славы 3-й степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Японией» солдат Отчизны вернулся домой.