Вы здесь

Без пяти столетие

Как-то не сразу в голове укладывается: они родились через год после Великой Октябрьской революции. Парасковья Михайловна Стреколовская – 6 ноября 18-го года, а Анна Александровна Шалькова – 10 ноября того же года. Без малого век живут эти женщины со схожей судьбой! Перекрестком, где они встретились, стало село Великовисочное. Анна Александровна приехала в 1940 году, а Парасковья Михайловна спустя семь лет. Обе – педагоги. Обе – деревенские.

Родилась Аня в деревне Заболотье Вологодской области. В школе училась хорошо и мечтала сама стать наставником, но ей всегда больше нравилось заниматься с малышами, потому и выбрала дошкольное отделение в Вельском педучилище.

Двадцатилетней девушкой приехала она в далекое Заполярье. Работала в Пустозерском детском доме, Оксинском и Тельвисочном. А в 40-м году направили ее работать воспитателем в Великовисочный детский дом, где она с огромной самоотдачей, любовью к детям трудилась 15 лет. А потом до самого выхода на пенсию помогала делать первые в жизни шаги малышам в Височном детском саду.

– Анна Александровна – сама певунья, всегда в хоре пела, и всем детям, с которыми работала, обязательно прививала любовь к песне и развивала музыкальный вкус. Часто ребята ее группы готовили концерты и отправлялись с ними по деревням, – вспоминает летописец истории Великовисочного Зоя Шалькова. – Вместе с детьми заготавливали ягоды, грибы и даже на сенокосе взрослым помогали, так как при детском доме свои коровы и лошади были. Учила ребят всему, что сама умела: и шить, и вязать.

Очень много времени, души и сил она отдавала чужим детям, и это при том, что у самой была большая семья – восемь детей. Из них только одна девочка – маме помощница, а остальные – мальчишки. Тяжелая женская доля выпала на плечи Анны. Муж Николай Михайлович с Финской войны вернулся после тяжелого ранения. Первенца своего она потеряла. А в трудные военные годы избрали ее еще и народным судьей Нижне-Печорского райисполкома. Раньше ведь не спрашивали: хочешь – не хочешь. Член КПСС? Значит, обязана. Пришлось даже три курса на юридическом факультете отучиться.

– А какие дела в вой-ну приходилось народному судье рассматривать? Там картошку украли, там кусок хлеба, а кто-то лошадь колхозную не уберег. Она тяжело переживала, но на полученные жалобы нужно было реагировать. Ездить приходилось по всему округу, а дома четверо детей мал-мала-меньше. Много обиды через ту работу к ней пришло, – рассказывает Зоя Аркадьевна.

Дети ее росли серьезными и самостоятельными. Все получили образование, работали по профессии. Хорошие жизни прожили, правильные, как мама своим примером учила. Только саднит сердце матери, что выпало ей на долю пятерых своих детей уже схоронить. Трое у нее их теперь осталось. Живет Анна Александровна в семье дочери Ольги и зятя Виктора Тороповых.

Во все времена Анна Александровна не теряла и не теряет оптимизма, доброго отношения к людям, чувства собственного достоинства и любви к песне. Почти тридцать лет выступала в фольклорном хоре. Не только на своей сцене блистали височные певуньи, но и на концертных площадках Архангельска и Мурманска.

Прямолинейная и честная, она всегда открыто высказывает свою точку зрения. Мудрая и добрая умеет сохранять в доме покой и лад.

Много в ее личном архиве разных почетных грамот и званий: ветеран ВОв, ветеран труда, медаль «За доблестный труд в годы ВОв», но главная ее награда, как она сама говорит, – дети.