Вы здесь

Взять власть мирным путем

Проблемы развития гражданского общества обсуждались на IV съезде некоммерческих организаций (НКО), который состоялся недавно в Москве. По данным оргкомитета, в нем приняли участие более тысячи делегатов и гостей из 74 субъектов РФ. Ненецкий автономный округ представляли председатель Нарьян-Марского городского совета депутатов Ольга Старостина, председатель Общественной палаты (ОП) НАО Виталий Фёдоров и член ОП НАО Елена Чухнина.

Цитата съезда: «Без образования и здоровья ты не представляешь ценности для общества»

Григорий Фёдоров, председатель исполнительного комитета ассоциации «Черноземье», Воронеж

Главным организатором съезда выступило Российское агентство развития информационного общества (РАРИО). Среди основных соорганизаторов был назван Общероссийский совет некоммерческих организаций. Как особо отметил на открытии руководитель РАРИО Александр Айгистов, съезд проводился без привлечения госбюджетных средств.

Каково общество – таковы НКО

Четырехдневный разговор о деятельности российских НКО превратился с первых же слов в разговор о развитии гражданского общества в России. Как не раз отмечалось с трибуны съезда, нынешнее состояние некоммерческого сектора как зеркало отражает проблемы и потребности гражданского общества.

Пожалуй, самым спокойным и умиротворяющим оказалось на форуме выступление председателя отдела Московского патриархата по взаимодействию церкви и общества Всеволода Чаплина:

– Наш народ не безынициативен и не нелюдим, он способен самостоятельно создавать среду. Нам пытаются представить, что мы конфликтны. Но мы способны к сотрудничеству, согласию, созвучию, мы доказали это. И НКО за двадцать лет уже доказали, что способны к конструктивному диалогу с властью. Мы можем найти путь в будущее, а НКО способны выразить коллективную волю нашего народа.

Но последовавший почти сразу за ним доклад председателя комиссии Общественной палаты по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосифа Дискина расшевелил задремавшую было от приветствий и поздравлений съезду аудиторию.

– Гражданское общество за 20 лет прошло огромный путь, нравственные критерии снова имеют значение, воинственный цинизм больше не в моде. В обществе складывается прочный консенсус: патриотизм плюс социальная справедливость и демократия, – начал Дискин вполне в духе предыдущих ораторов, но потом резко обозначил проблему.

По его мнению, сегодня в обществе отсутствуют этическое и социальное измерения деятельности государства.

– Деятельность государства – не законы и указы, это мало интересно, важно то, как они сказываются на обществе и людях, – заявил Дискин и привел в качестве примера указ президента РФ по повышению заработной платы учителям.

Как отметил политик, в результате, казалось бы, совершенно правильного и справедливого решения главы государства, в среде учителей выросло недовольство. Многие регионы неправильно трактуют документ, и зарплата растет за счет нагрузки, а не за счет роста ставки, как полагали учителя. Чтобы получить положенные деньги, учителю теперь надо занимать 2,1 ставки.

– Надо добиться нового качества управления, многие страны с этим сталкивались, СССР в том числе. Нужен прессинг государства, общественный контроль за его деятельностью. И тут гигантская ответственность ложится на НКО, – считает Дискин. – Важно, что проект закона об общественном контроле вводит сам президент. Это значит, что верховная власть приняла решение опереться на гражданское общество.

Необходимо утверждение нового стандарта социальной справедливости.

Заканчивая выступление, оратор напомнил аудитории, что Россия – одна из немногих стран, где отсутствуют льготы НКО.

Пациент скорее жив

Но по-настоящему взорвало съезд выступление первого заместителя председателя комитета Госдумы по культуре Иосифа Кобзона.

Напомнив, что современное гражданское общество предстоит строить молодым, Иосиф Кобзон с горечью констатировал, что сегодня молодежь России «разобщена, разбросана по политическим коммуналкам».

– Я сказал об этом Владимиру Владимировичу Путину накануне празднования 95-летия комсомола. Он отреагировал: «Вы опять нас тащите в комсомол?» На это я ему ответил: «И что, он нам плохого президента воспитал?» (Одобрительный смех в зале. Аплодисменты.)

Далее депутат предложил учредить День некоммерческих организаций:

– НКО у нас есть, а праздника нет. Люди помогают обществу, а кланяться мы им не хотим.

Потом Кобзон подверг критике собственную дейтельность депутата Государственной думы:

– Мы не можем довести до ума «Закон о культуре», с 1992 года он есть, но нуждается в совершенстве. Отсутствует у нас и закон о меценатстве. И вообще, 0,4% в бюджете на великую культуру России – это ужасно! Если мы в Москве этого не ощущаем, то в глубинке культура находится в тяжелейшей ситуации, – констатировал Иосиф Давыдович. – А российские национальные культуры, которые существуют, но о которых мы забыли?

Кобзон рассказал, что на днях побывал на концерте в Кремлевском дворце, где «выступали наши звезды». Сидел рядом с популярным исполнителем Филиппом Киркоровым.

– Почему они поют западные песни, которые там давно спели? – спросил я. – Филипп ответил, что русские слушать не будут.

Депутат также отметил, что только в Москве сегодня действуют 206 театров, из которых востребованы 20–30, не более.

– Давайте переоборудуем их в культурные центры. Там небольшие залы – по 800–1000 человек. И талантливая молодежь, которая не может себя реализовать, получит такую возможность, – предложил Кобзон. – «Фабрика звезд», участники ТВ-шоу «Голос» на Первом канале – все это коммерческие проекты. А нам нужны фестивали. Где отечественная культура? Почему они поют чужие песни? Кому нужно, чтобы мы в России пропагандировали западную культуру? Мне, старому артисту, обидно, что мы не ценим того, что нам оставили наши предки, – волнуясь, говорил депутат.

Зал грохнул аплодисментами, сквозь которые пробивался чей-то пронзительный голос, требуя слова.

Слово предоставили. К микрофону протиснулась пожилая худая женщина, в не по возрасту короткой юбке с торчащими коленками.

– Почему о русской культуре рассуждает иудей? Кто дал ему такое право? – почти срываясь на визг, закричала она.

Съезд, судя по всему, ожидавший чего угодно, но не этого, на какой-то миг потрясенно замер.

«Глубоко больное общество, мертвечина», – успела подумать я, за время жизни в Нарьян-Маре отвыкнувшая от таких эскапад.

И тут зал снова взорвался аплодисментами, но уже другими. Ораторшу просто-напросто захлопывали, не давая закончить речь. Натужившись и покраснев, она пыталась перекричать людей. Свист, улюлюканье, крики: «Долой!», «Вон!», «Позор!».

Все-таки пациент был скорее жив, чем мертв…

В сухом остатке

Три последующих дня съезда были под завязку заполнены дискуссиями, семинарами, круг-лыми столами, выступлениями делегатов, предложениями.

Итоги резюмировали в пост-релизе оргкомитета, выдержки из которого я предлагаю вниманию читателей.

«В ходе дискуссий делегаты съезда констатировали, что остается еще много искусственных барьеров на пути реализации важнейших начинаний в сфере гражданской активности, в большинстве случаев их причиной становится несовершенство законодательной базы. В связи с этим делегаты высказались за скорейшее рассмотрение в парламенте ряда важных законопроектов, касающихся развития гражданского общества, некоммерческой и социальной сфер.

НКО изложили свою позицию по реформированию политической системы, которая должна предоставить возможность всем социальным категориям неформально включиться в процессы государственного и общественного управления, а также предложить руководству страны новые возможности решения задач обеспечения стабильного развития государства, защиты гражданского мира и общественного согласия.

Приветствуя инициативу президента РФ Владимира Путина по обеспечению реализации новых механизмов участия институтов гражданского общества в управлении делами государства, делегаты подтвердили необходимость отработки четкого механизма общественного контроля за выполнением социальных программ, в частности, реализуемых за счет бюджетных средств. Активное вовлечение некоммерческих организаций в осуществ-ление общественного контроля является одним из основных условий для поступательного развития государства.

По мнению делегатов, необходимо расширить возможности участия граждан и НКО в управлении делами государства, повысить открытость органов публичной власти, создать соответствующее правовое поле для поддержки деятельности социально ориентированных НКО, эффективно формировать государственный бюджет для обеспечения социальных нужд и поддержки деятельности некоммерческих организаций. При этом деятельность некоммерческих организаций должна вестись исключительно в условиях прозрачности, в зоне, свободной от коррупции. Для этого, считают делегаты, необходимо скорейшее принятие закона об общественном контроле как инструменте защиты интересов граждан.

Делегаты съезда также заявили об отсутствии государственного социального заказа для некоммерческих организаций, что особенно важно для структур, работающих в сфере социальной помощи и поддержки населения. Ситуация на сегодняшний день складывается таким образом, что некоммерческие организации сами «выпрашивают» себе работу в больницах, детских садах, домах-интернатах, учреждениях соцзащиты и др. В связи с формированием нового рынка социальных услуг, где деятельность НКО будет иметь большое значение, необходимо создать реестр и классификаторы услуг, которые государство сможет заказывать на условиях открытого конкурса, а не в рамках госзадания подведомственных структур.

В целях обеспечения финансовой независимости некоммерческих организаций, устойчивости социально значимых проектов делегаты признали необходимость дальнейшего развития социального предпринимательства. В частности, предложено разработать стандарты ведения некоммерческими структурами социального предпринимательства, формулирующие основные принципы развития бизнес-модели внутри социально значимых проектов, а также ускорить разработку и принятие закона о социальном предпринимательстве.

Одним из главных на съезде стал вопрос имущественной и налоговой поддержки НКО. В частности, делегаты поратовали за необходимость расширения спектра нефинансовой поддержки, оказываемой малым и средним предприятиям, также и на некоммерческие организации, выполняющие социальные заказы.

Делегаты съезда были серьезно обеспокоены нехваткой квалифицированных кадров в некоммерческом секторе. Необходимо на государственном уровне в ближайшее время рассмот-реть вопрос создания в высших учебных заведениях страны новых направлений, связанных с подготовкой специалистов-управленцев для некоммерческих структур, работающих в социальной и других сферах.

Не менее важным, по мнению делегатов, является вопрос информационной поддержки деятельности некоммерческих организаций, заключающейся в широком освещении в СМИ реализации социально значимых проектов. В частности, делегатами было предложено на законодательном уровне обязать федеральные и региональные СМИ публиковать материалы, связанные с социально полезными инициативами с участием НКО.

Дискутируя на тему национальной идеи, делегаты съезда указали на необходимость усиления роли патриотического воспитания, которое является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внут-реннего мобилизующего ресурса развития всего российского общества, активной гражданской позиции личности, ее готовности к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление, констатировали делегаты, должен стать цементирующей основой существования и развития всех народов России.»

Как поддержать НКО?

Анализируя результаты проведения конкурсов на предоставление грантов и субсидий, делегаты съезда предложили внести следующие условия в регламенты определения сумм грантовой поддержки:

– если организация активно работает менее 2-х лет, то максимальная сумма гранта может составить не более 0,3 млн рублей;

– на проект регионального масштаба можно получить субсидию не более 1,5 млн рублей;

– на проект межрегионального масштаба можно получить субсидию не более 3 млн рублей;

– на проект федерального масштаба можно получить субсидию не более 5 млн рублей;

– на инфраструктурный проект федерального масштаба, направленный на поддержку других некоммерческих организаций, можно получить субсидию не более 10 млн рублей;

– если проект не направлен на поддержку других некоммерческих организаций (не является инфраструктурным), а также если на него была выделена субсидия в предыдущем году, то проект может получить субсидию в размере не более 50% от суммы, выделенной в прошлом году.

Наряду с существенным улучшением механизмов конкурсных отборов НКО для оказания финансовой поддержки делегаты указали на то, что в настоящее время критерии, по которым оцениваются грантовые проекты, являются недостаточно четкими и не могут комплексно охарактеризовать социально значимый проект.

Делегаты посетовали, что некоммерческие организации, чьи проекты не были поддержаны, зачастую не могут посмотреть, какой балл им присвоен, на каком месте они находятся, ведь по результатам конкурса большинство грантооператоров, к сожалению, публикуют только список тех организаций, которым предоставляются субсидии, зачастую без указания присвоенных баллов.

Делегаты предлагают преду-смотреть единую форму, по которой грантооператоры будут пуб-ликовать результаты конкурса. В форме предлагается отражать информацию о всех поданных заявках, суммы выделенных субсидий, баллы, которые набрали проекты по результатам их оценки, а также общий проходной балл.

Делегаты обеспокоены также тем фактом, что грантозаявители не имеют возможности получить информацию грантооператора о том, почему их проект не прошел конкурс. Из-за отсутствия подобной информации некоммерческие организации не могут качественно улучшить свои проекты. В связи с этим делегаты рекомендуют грантооператорам предусмотреть рассылку писем некоммерческим организациям, подавшим проект на конкурс и не получившим субсидию, с разъяснением того, по каким причинам их проект не получил грант, а также содержащих рекомендации по совершенствованию проекта. Очевидно, данная мера повысит нагрузку на грантооператоров, поэтому делегаты рекомендуют в будущем увеличить объем средств, выделяемых на деятельность устроителей конкурсов и привлеченных экспертов.

 

Некоммерческая организация (НКО) – это организация, которая не ставит основной целью своей деятельности извлечение прибыли.

Некоммерческие организации могут создаваться в социальной, благотворительной, культурной, образовательной, политической, научной и управленческой сферах, а также для охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, удовлетворения духовных потребностей граждан, защиты их прав и законных интересов.

В России сегодня зарегистрировано порядка 350 тысяч некоммерческих организаций, однако 40% из них или не действуют вовсе, или действуют плохо. Девятьсот НКО работают на поле межэтнических и национально-культурных отношений.

Фото автора