Вы здесь

Полёт в бессмертие

Настоящая команда героев / Фото Алексея Орлова

Война продолжается, пока не похоронен последний солдат.

В Нарьян-Маре в День Героев Отечества в центре города было особенно людно, несмотря на снег и мороз. Люди собрались, чтобы почтить память лётчиков, погибших во время Великой Отечественной войны в Тиманской тундре.

 

Имена на табличке

 

Летом этого года участники поисковой экспедиции «Крылья Победы. Северный Тиман» побывали на месте крушения самолёта PBN-1 Nomad «Кочевник», который разбился в 1944 году. Наша газета подробно освещала и сам проект, и результаты экспедиции.

Поисковики вернулись домой с сенсацией. Они нашли останки погибшего экипажа, личные вещи лётчиков. А ещё смогли восстановить картину случившегося.

В тундре на месте трагедии краеведы поставили памятную табличку с информацией об экипаже самолёта «Номад», который был настоящей командой героев.

 

Вот их имена:

* Командир экипажа лейтенант Иван Ветров. Опытный лётчик, совершил более 60 боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени.

* Второй пилот сержант Владимир Дорофеев. До того, как стать пилотом, служил мотористом. Успел совершить два боевых вылета.

* Штурман лейтенант Алексей Сорокин. Участвовал в боях на озере Хасан и в советско-финской войне. За 44 боевых вылета был награждён орденом Красной Звезды.

* Второй штурман младший лейтенант Николай Гапонов. Участвовал в боях за оборону Севастополя и Сталинграда, был дважды тяжело ранен. Незадолго до крушения начал службу в авиации Северного флота и успел совершить два вылета.

* Бортстрелок сержант Николай Дубошин – один из самых опытных стрелков Северного флота. За 183 боевых вылета награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

* Стрелок сержант Василий Мелёхин. Совершил 219 боевых вылетов. В 1944 году получил медаль «За боевые заслуги».

* Борттехник лейтенант Михаил Федоровых. Участник советско-финской войны. В 1943 году был награждён медалью «За боевые заслуги». Ему единственному удалось выжить в той трагедии.

 

Что случилось в тундре?

 

До сих пор считалось, что самолёт, летевший из Нарьян-Мара в Архангельск, разбился о сопку на Северном Тимане.

– Историки полагали, что самолёт в тумане врезался в гору. Но на самом деле никаких гор там нет, – рассказывает участник экспедиции краевед Андрей Николаев. – Мы долго обследовали местность, обломки самолёта и поняли, что он пытался сесть.

По словам Николаева, место для посадки оказалось неудачным. При приземлении самолёт ударился корпусом о большой камень. Удар был сильным, но обломки не разлетелись. Если бы самолет садился немного раньше, трагедии бы не случилось.

Михаила Федоровых во время крушения выбросило из самолёта, и потому он остался жив.

Известно, что после этого лётчик 18 дней шёл по тундре и добрался до деревни Коткино. Сильно обморозил руки. У него не было шапки, поэтому он отрезал кусок сапога и надел на голову.

В Коткино местные жители приютили Михаила, обогрели, накормили, вылечили, помогли окрепнуть. Дальнейшие сведения о герое чрезвычайно скудны. Известно только, что в 1947 году он закончил службу на Черноморском флоте и остался в Крыму. После распада СССР архивы были новой властью уничтожены и что-то узнать о судьбе Федоровых пока не удалось.

 

Дань памяти погибшим

 

В День Героев Отечества в Нарь­ян-Маре у обелиска Победы прошла торжественно-траурная церемония, на которой почтили память лётчиков, погибших в Тиманской тундре. Затем останки героев с почестями похоронили на местном кладбище.

На церемонию в округ прилетели родственники героев: внук и правнук командира экипажа Ветрова Ивана Ивановича, а также сын, внук и правнук штурмана Сорокина Алексея Ивановича.

Сын штурмана Сорокина, Анатолий Близин, родился в Нарьян-Маре в 1944 году – за месяц до гибели отца. Видел ли отец сына, неизвестно.

Сейчас Анатолий с семьёй живет в Армавире. По его словам, путь из южного города в суровый заполярный край был для него непростым. С благодарностью рассказывает, как в Нарь­ян-Маре его сразу же снабдили подходящей для арктической зимы одеждой и обувью.

– О гибели отца я знал в общих чертах, ничего конкретного нам известно не было, – делится Анатолий Близин. – Уже здесь краеведы подробно всё рассказали. Мы не знали даже, где он погиб. Сейчас я чувствую большое облегчение. Считаю, что исполнил свой сыновний долг – поклонился могиле отца и взял с неё земли.

Правнук Алексея Сорокина – Семён Близин – попросил через газету поблагодарить всех, чьё мужество, упорство, доброта помогли семье узнать истину и проститься с родным человеком.

– Все эти лётчики, что погибли в 1944-м, жили здесь, в Нарь­ян-Маре. Они работали, дружили, строили семьи, мечтали. И, конечно, не могли предугадать свою судьбу и то, что их потомки приедут сюда и будут держать в руках вещи с места их гибели, – говорит Семён. – Огромное спасибо вашим краеведам, поисковикам, всем, кто помог нам сюда добраться и с таким радушием нас встретил. Продолжайте заниматься добрыми делами, из­учать своё прошлое. И тогда у вас точно будет хорошее будущее!