Вы здесь

Мэр с душой поэта

Вячеслав Иванович на одном из совещаний / Фото предоставлено автором

28 марта Вячеславу Ивановичу Козлову исполнилось бы 85 лет.

Биографический рассказ об известном и уважаемом многими человеке, который немало сделал для развития Нарьян-Мара, в редакции прислал его сын – Сергей Вячеславович Козлов.

Сколько себя помню, любил наш отец, Вячеслав Иванович, на гармошке поиграть, да так задорно и душевно, что дух захватывало. А ещё песни русские попеть да озорные частушки исполнить в кругу семьи, друзей, знакомых.

Музыкальную школу он не оканчивал, игре на гармошке, баяне и аккордеоне сам научился. Ни один праздник, ни одно торжество без гармоники не обходилось, поэтому и некоторые из его стихов музыкальны, а отдельные из них песнями и частушками стали.

 

«…В Нарьян-Маре на мосту

Стоял милый на посту,

Ждать со мной свидание,

Получил задание!» (1996)

 

Мой папа – Козлов Вячеслав Иванович – родился 28 марта 1940 года в селе Песковатка Петровского района Тамбовской области. Родители его были учителями: отец, Козлов Иван Иванович, окончив с отличием педагогическое училище, преподавал в сельской школе, возглавлял её. Мать, Ненахова Мария Васильевна, преподавала русский языку и литературу.

 

Реликвия – орден отца

 

Но в мирную жизнь семьи вторг­лась Великая Отечественная война.

И вышло так, что Вячеслав Иванович рос без отца. Он его лицо совсем не помнил, если только ощущения и голос, когда тот носил на руках и пел на ночь колыбельные.

Вячеслав очень бережно хранил несколько фотографий Ивана Ивановича, а, повзрослев, всю свою жизнь, пытался разыскать братьев и сестёр отца, свою бабушку и деда.

Но ему при жизни удалось лишь найти братскую могилу батьки в селе Самохваловичи Минского района Минской области Белоруссии да получить орден Великой Отечественной войны II степени, которым Козлова Ивана Ивановича наградили посмертно за подвиг, совершённый 4 июля 1944 года.

 

«…Родился я в сороковом году.

Была весна. Срывались с крыш капели,

Свистели скворушки в оттаявшем саду

И песня матери плыла у колыбели.

Но вот отца не помню, хоть убей!

Когда мне было чуть побольше года,

Он по призыву Родины своей,

Ушёл на фронт, став командиром взвода». (1988)

 

Много позже, уже после смерти моего отца, мне удалось разыскать его близких родственников и даже пообщаться с некоторыми из них.

У Козлова Ивана Ивановича было два брата – Валериан и Николай и две сестры – Зоя и Ирина. Когда мой отец, Вячеслав Иванович, учился в школе, в институте, работал на метеостанции в Усть-Каре, его дед, Иван Александрович Козлов, ещё был жив, умер он в 1968 году в Киеве. Очень жаль, что они так и не встретились при жизни…

При составлении родословной семьи Козловых выяснилось, что большинство родственников были преподавателями русского языка, литературы и точных наук – математики, физики, есть даже два доктора физико-математических наук. Возможно, поэтому у Вячеслава Ивановича была большая тяга к знаниям.

В 1958 году мой папа окончил 10 классов Песковатской средней школы. Там же вступил в комсомол. Затем работал на Белорецком металлургическом комбинате – стажёром сварщика. В том же году поступил в Воронежский учебный комбинат, который окончил в 1959 году, и был направлен на работу электросварщиком на Грибановский сахарный завод в Воронежскую область, где проработал до августа 1959 года. Тем временем его мать, Мария Васильевна, вышла второй раз замуж, и они с семьёй переехали в Мурманск.

 

Курс – на Север

 

В это время в стране шло интенсивное развитие арктических широт – Северного морского пути, покорение Северного полюса. Многочисленные папанинские экспедиции завораживали и притягивали к неизведанным тайнам Заполярья. Поэтому уже в августе 1959 года мой отец, Вячеслав Иванович, поступает в Ленинградское арктическое училище, которое окончил с отличием в 1962 году.

«…Закончено ЛАУ. Прощай, Ленинград!

От курса на Север ни шага назад!

И птица стальная уносит меня

В полярную полночь, мотором звеня.

 

Ах, Север, Север хмурый,

Морщины распрями

И нового папанинца

По-дружески прими.

 

Он для тебя готов на все,

Так помоги ему,

В полярной ночи отыскать,

Ключ к счастью своему».

(1989)

 

Где-то в это же время Вяче­слав знакомится со своей будущей спутницей жизни, моей мамой – Раисой Алексеевной Ермаковой. Она в 1962 году оканчивает Тамбовское медицинское училище по специальности «медсестра». И они едут вместе в далекий ненецкий посёлок Усть-Кара, в устье суровой Кары-реки!

Отец работает техником-гид­рометеорологом, а через несколько лет – начальником на полярной станции «Усть-Кара» Амдерминского радиометцентра «Главсевморпуть», а мама – в местном фельдшерско-акушерском пункте.

Тогда папа писал:

 

«…Работа на точке, кто знает, не мёд:

Зондируем небо, выходим на лёд,

Верстаем прогнозы, науку куём,

С хозяином Арктики в дружбе живём.

 

Ах, милая «Полярочка»,

Осколочек души,

Затерянной в морозной

Арктической глуши,

 

Где небеса опёрлись

На бесконечность льда,

Где зримо ощущаешь,

Что нет у бездны дна!» (1989)

 

Живут они в помещении метеостанции, зимой заметаемой снегом до самой крыши. Воду для питья и хозяйственных нужд берут летом в пресных озёрах, зимой топят на угольной печке лёд и снег. Отец снимает показания с приборов, готовит метеосводки для колхозников, полярников и авиаторов, мать уже не просто медсестра, а «мастер на все руки» – и детский врач, и зубной врач, и акушерка, и врач-терапевт!

 

«…От Урала до Канина

В небе стон лебедей

С тундрой птицы прощаются,

Пролетая над ней.

А по тундре, как по снегу,

На оленях стрелкой

Мчится к чуму далёкому

Ясовэй молодой»! (1999)

 

Здесь родились мы с братом Андреем, здесь зарождалось первое писательское творчество моего отца. Он вёл ежедневно дневник своих наблюдений за окружающим миром. Фиксировал не только события повседневной жизни, работы, но и происходящее в природе, анализировал, исследовал, изучал незнакомые объекты природы, происхождение северных названий и терминов.

 

«…Очнулась тундра

От глубокой спячки,

Умылась половодьем

Вешних вод

И, с первым криком

Острокрылой крачки,

Влилась в весенний

Брачный хоровод». (1992)

 

Во главе Нарьян-Мара

 

В Усть-Каре наша семья жила до 1969 года. Затем отца пригласили работать в Ненецкий окружком партии, и мы переехали в Нарьян-Мар. В мае 1969 года на бюро Ненецкого окружкома КПСС он был утверждён инструктором промышленно-транспортного отдела, а в апреле 1977-го – заведующим отдела. В этой должности проработал до 1 октября 1983 года.

В тот период папа начал активно сотрудничать с окружной газетой «Няръяна вындер», писал на партийные, производственные и социальные темы развития Ненецкого округа и города Нарьян-Мара.

С октября 1983 по 1990 год Вячеслав Иванович Козлов становится заместителем, а затем председателем Нарьян-Марского горисполкома. Неоднократно избирается депутатом городского и окружного Совета депутатов.

С 1991 по 1993 год он работает главой администрации города Нарьян-Мара, как сейчас говорят, мэром города.

 

«…Нарьян-Мар, Нарьян-Мар,

Город сердцу родной.

У Печоры реки,

За полярной чертой

 

Сколько лет, сколько зим

Здесь на службу ходил.

Сколько нервов и сил

В этот город вложил.

Не измерить, не счесть,

Невозможно объять!

Можно только душой

Оценить и понять». (2000)

 

Вячеслав Иванович обладал большим опытом административной работы, хорошо знал, вникал и решал проблемы предприятий и организаций города. О нём говорили как человеке честном и добропорядочном.

Контролируя работоспособность городских объектов и предприятий, он предпочитал выяснять проблемы на местах до доклада руководителей.

В годы его руководства городом активно продолжалась застройка микрорайона «Центральный» четырёх- и пятиэтажными домами, строилась новая гостиница «Печора», аэровокзал, здание телефонной станции на три тысячи человек, обустраи­вались городские теплицы, были реконструированы производственные корпуса мясокомбината и другие объекты. Была разработана программа освобождения и сноса аварийного жилого фонда и строительства на этих площадях современных жилых зданий. В год сносилось до 10 аварийных домов и домов барачного типа. При Вячеславе Козлове благоустроенное жильё получили почти все инвалиды войны. Была упорядочена и общегородская очередь на получение жилья.

«…Где бы ни был, ты всюду со мной,

Как мираж манишь снова и снова

И всегда, возвращаясь к тебе,

Я шепчу: «Нарьян-Мар, ань торова!»

 

Ты огнями мигаешь в ответ

Тихо плещешь печорской волною,

Будто с нежностью хочешь сказать:

«Вот и вновь мы сегодня с тобою!»

 

Дневник, статьи, стихи

 

Не забывал он и о творчестве, продолжая писать статьи на разные темы в газету «Няръяна вындер», а также свои стихи.

Не знаю, по привычке или для накопления опыта писательской деятельности, но отец каждый день вёл журнал погоды, дневник, делал какие-то подборки из газет и журналов о космосе, полярных исследованиях, флоре и фауне Заполярья, лекарственных растениях. А также – о ветеранах войны, передовиках производства, орденоносцах из Ненецкого округа и многом другом.

Он много читал, у нас дома была огромная библиотека художественных книг и научно-популярных изданий, журналов и газет.

Обладая прекрасной устной и письменной речью, он оставил много стихов, посвящённых Северу, друзьям, знакомым и сослуживцам. Было издано шесть сборников его стихов, в семейном архиве – множество публикаций из газеты «Няръя­на вындер» под его именем и под именем Вячеслава Ненахова (фамилия его матери).

 

«…Стихи, стихи, стихи, стихи…

В них есть и быль, и небылица,

Страданье, ненависть, любовь…

Они – души моей частица!

 

Стихи, стихи, стихи, стихи…

Вязь незатейливая строчек,

Но каждый стих – клубочек чувств

Иль нашей жизни узелочек»! (1996)

 

За доблестный труд

 

С января по июль 1993 года отец становится генеральным директором исполнительной дирекции Ненецкого торгового дома «Харад». Затем работает советником, а позже помощником главы – губернатора Ненецкого автономного округа. С 1994 по 1998 год является помощником депутата Совета Федерации. А 7 октября 1998 года выходит на заслуженную пенсию.

Его труд отмечен множеством грамот и благодарностей. Папа награждён медалями «За доблестный труд» (1970), «За трудовую доблесть» (1981), «Ветеран труда» (1984). В связи с 60-летием г. Нарьян-Мара ему присваивается звание «Ветеран города Нарьян-Мара» (1995).

Несколько стихотворений отца, благодаря талантливому музыканту Вячеславу Смирнову, стали песнями. Их исполняет Народный хор имени Майи и Вячеслава Смирновых в разных уголках России, прославляя наш округ и город Нарьян-Мар: «Раскудрява ива»; «Ты помнишь, Печора»; «Голубая ягода»; «Морошечка»; «Как по озеру глубокому…»; «Нарьян-Мар, ань торова!» и другие.

 

«…Веточки склонила над Печорой ива,

Шелестя листвою под журчанье вод.

А в воде сорожки стайкою игриво,

Словно молодицы, водят хоровод».

 

Ещё многое осталось ненапечатанным из его рукописей. Отец мечтал написать книгу о жизни в заполярном посёлке Усть-Кара, даже подготовил первую главу, но так и не успел закончить её, помешала болезнь.

Умер Козлов В.И. 24 июля 2002 года, похоронен на кладбище в небольшом, утопающем в зелени, городке Борисоглебске Воронежской области, где он провёл последние годы жизни.

 

Наш вальс

Помнишь, мы в клубе смотрели кино.

Кажется, фильм шёл тогда «Мимино»,

Оба сверлили глазами экран,

Только в глазах плыл любовный туман:

Томный, зыбучий,

Томный, зыбучий туман!

 

Но окончательно свёл нас с тобой

Вальс тихий, нежный и малость хмельной,

Нежно обнявшись, забыв обо всём,

Мы словно шли с тобой Млечным путём:

Звёздным, бескрайним,

Звёздным, бескрайним путём!

 

Помнишь ли, милая, трепет сердец

В миг, когда в церковь вели под венец?

Свадебный пир? Поцелуи? И Вальс,

Тот, что звучал специально для нас?

Первый супружеский,

Первый супружеский вальс!

 

Так с той поры и до нынешних лет

Лучше, чем вальс, для нас музыки нет!

Пусть сединой серебрятся виски,

Наши движенья, как прежде, легки.

Так же, поверьте,

Так же, поверьте, легки!

 

Ты замечаешь, в сторонке от нас

Дети и внуки танцуют наш вальс,

А посему, знаешь, верится мне,

Вечно звучать будет вальс на Земле!

Это возможно,

Это возможно вполне!

29.08.1995 г.

 

В статье использованы стихи Вячеслава Ивановича Козлова