Вы здесь

Об округе – на высшем уровне

Мы уже писали, что в Совете Федерации ФС РФ 28 – 29 апреля проходили Дни Ненецкого автономного округа. Встречи и расширенные заседания комитетов верхней палаты российского парламента прошли с участием представителей органов государственной власти округа. Возглавили делегацию от НАО губернатор региона Игорь Кошин и председатель окружного Собрания депутатов Анатолий Мяндин.

В интервью окружным журналистам Анатолий Мяндин рассказал, как прошли Дни НАО в СФ и каковы их итоги.

– Анатолий Васильевич, как вы оцениваете работу прошедших в конце апреля Дней НАО в СФ ФС РФ? Насколько нужны такие мероприятия для нашего региона? Что они дают нашему округу?

– Самое главное, представителям нашего округа была предоставлена уникальная возможность – озвучить на федеральном уровне вопросы и проблемы, которые сегодня стоят перед нашим регионом и которые можно решить только с помощью федеральных органов власти. Нас услышали: вопросы, которые мы поднимали, нашли понимание у сенаторов и были найдены пути их решения.

Дни НАО нужны для того, чтобы рассказать о нашем округе, чем сегодня живет, как развивается, рассказать о традиционных видах хозяйствования, показать потенциал и перспективы развития региона. В фойе здания Совета Федерации была развернута выставка, посвященная Ненецкому автономному округу. На мой взгляд, экспозиция об округе была очень полной. Она дала развернутую картину, что представляет наш регион, как живут люди, чем они занимаются. По крайней мере, посетив эту выставку, не будут путать Ненецкий округ с Ямало-Ненецким, что зачастую делают журналисты федеральных средств массовой информации.

Конструктивный диалог

– Известно, что спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко проводила рабочую встречу с губернатором округа с вами, как с председателем Собрания депутатов, а также с сенаторами от НАО. О чем шла речь на встрече?

– На встрече шел конструктивный диалог. Председатель Совета Федерации РФ хорошо проинформирована о состоянии дел в НАО. Валентина Ивановна отметила, что округ – один из основных нефтяных и газовых регионов нашей страны и у него большие перспективы. Связаны они, прежде всего, с освоением недр, добычей углеводородов, в том числе – на шельфе морей. Она напомнила, что федеральные органы власти уделяют и будут уделять самое пристальное внимание развитию территорий, относящихся к Арктической зоне РФ.

Особенность нашего округа состоит в том, что это единственный субъект Европейской части РФ, который не имеет круглогодичного наземного сообщения с Большой землей. На встрече с Валентиной Матвиенко шел разговор о строительстве автодороги Нарьян-Мар – Усинск. Для ввода в эксплуатацию участка дороги, протяженностью 83 километра необходимо около 9 миллиардов рублей (по оценкам 2013 года). Конечно, в одиночку, без поддержки федерального бюджета справиться с такой стройкой региону было бы достаточно сложно. Руководство округа нашло понимание со стороны председателя Совета Федерации, что эту дорогу необходимо как можно быстрее достраивать. Валентина Ивановна пообещала содействие в выделении необходимых федеральных средств.

Следующее направление разговора касалось строительства порта в прибрежном поселке Индига с возведением терминала по транспортировке сжиженного газа, нефтеналивного терминала. Также были затронуты такие важные вопросы, как передача из федеральной собственности в окружную Нарьян-Марского морского торгового порта, реконструкция и развитие Нарьян-Марского авиапредприятия. Корме того, речь шла о проведении дноуглубительных работ на реке Печоре. На эти цели необходима солидная сумма – порядка 1 миллиарда рублей.

– Вы принимали участие в работе расширенного комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Расскажите подробнее об итогах заседания комитета.

– Был поднят, на мой взгляд, злободневный для всех северных территорий вопрос по приданию официального статуса временным зимним автодорогам – зимникам. В федеральном законодательстве нет понятия, что такое зимняя автодорога, как она строится, на какие средства, как эксплуатируется, не прописаны нормативы строительства зимников. А ведь с этими нормами связана безопасность наших водителей и пассажиров, которые ездят по временным автодорогам. Нас поддержал сенатор, представитель Якутии. Он сказал, что около 70% территории Якутии обслуживают именно зимники. Нами было предложено внести изменения в федеральный закон об автомобильных дорогах, чтоб четко прописать понятие зимней автодороги.

Общая протяженность потребности округа в зимних дорогах – свыше 1 тысячи километров. Стоимость строительства одного километра зимника в НАО составляет около 200 тысяч рублей, в такую же сумму обходится содержание. Зимние дороги имеют большое значение для развития всех северных территорий. Поэтому в федеральном законодательстве необходимо предусмотреть правовое регулирование вопросов создания, содержания и безопасности зимников.

И второй вопрос, который был поднят на комитете, касается зимних снегоходных трасс. В федеральном законодательстве не прописано такое понятие, как «снегоходная трасса на межпоселенческих территориях». В нашем округе движение снегоходной техники между населенными пунктами хорошо развито. Как и кто должен строить зимние снегоходные трассы, кто должен их содержать, какими должны быть параметры этих дорог – законодательно это направление не отрегулировано. Еще раз напомню, что все вопросы, которые озвучивались на заседаниях в Совете Федерации, на региональном уровне мы решить не можем – это компетенция федеральных органов власти.

Инициативы округа

– В рамках «Часа субъекта» СФ вы выступили перед сенаторами с докладом о законодательном регулировании проб-лем жизнеобеспечения населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Какие законодательные инициативы были вами озвучены?

– Губернатор округа Игорь Кошин выступил с докладом об инфраструктурном развитии нашего региона. Мне, как председателю окружного Соб-рания, было важно озвучить те инициативы, с которыми наш законодательный орган власти вышел с Государственную думу РФ. Для того чтобы решить какой-то вопрос на таком высоком уровне, нужна поддержка, чтобы наши законодательные инициативы поддержало как можно больше сенаторов и депутатов Госдумы.

Первая инициатива касается внесения изменений в федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Сегодня можно назвать десятки строек, которые в нашем округе ведутся с нарушением сроков строительства, заморожены или брошены. Взять хотя бы строительство ФОКа в поселке Амдерма, ферму в селе Ома, школу-сад в поселке Бугрино. Чтобы впредь избежать подобных незавершенных строек, мы вышли с законодательной инициативой о заключении контрактов на строительство социальных объектов с одним подрядчиком. Причем, это будет касаться только труднодоступных отдаленных местностей Крайнего Севера. А у нас практически все сельские населенные пункты относятся к разряду труднодоступных и малонаселенных, где отсутствует транспортная логистика, где нет бытовых условий для работы строителей.

Еще одна законодательная инициатива депутатов окружного Собрания связана с обеспечением бензином людей, проживающих в сельских населенных пунктах. Мы предлагаем предусмотреть возможность предоставления субсидий за счет средств региональных бюджетов организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим бензин в сельских населенных пунктах.

В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс РФ эта норма была исключена. Поэтому в текущем году в сельских населенных пунктах стои-мость бензина выросла до 78 рублей за 1 литр, притом, что в городе Нарьян-Маре автомобильный бензин стоит порядка 36 рублей за литр. Субсидирование затрат организаций, реализующих бензин населению, могло бы обеспечить достойные условия жизни населения, проживающего в наших сельских населенных пунктах.

На пленарном заседании был принят проект постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Ненецкого автономного округа», где были изложены рекомендации для органов федеральной власти, в том числе, для правительства РФ, которые касаются выделения федеральных средств на строительство автодороги Нарьян-Мар – Усинск, реконструкцию Нарьян-Марского морского торгового порта, проведение дноуглубительных работ в бассейне реки Печоры, реконструкцию аэропорта в Нарьян-Маре, уменьшение тарифов на пассажирские авиаперевозки на внутренних авиалиниях округа, покупку в лизинг новых самолетов и вертолетов для обновления парка нашего авиапредприятия и многие другие направления. Документ был принят за основу и принято решение его доработать с учетом наших выступлений. На следующем пленарном заседании проект постановления планируется принять в целом.