Вы здесь

В бизнесмены я б пошел, пусть меня научат!

Как грамотно организовать бизнес, «выстрелит» ли он в нашем регионе? Откуда взять деньги и как оформить все необходимые документы? Эти вопросы часто задают себе начинающие предприниматели. А вот где получить на них ответы?

Еще год назад вы бы потратили массу времени и сил, чтобы вникнуть в тему, собрать необходимую информацию и пройти все согласования. С ноября 2016 года все стало проще – на помощь пришел Центр развития бизнеса НАО, объединивший в себе сразу несколько форм поддержки. Там можно получить не только консультацию, но и средства для открытия дела. Об этом корреспонденту «НВ» рассказала директор Центра Ирина Тихомирова.
– Ирина Викторовна, как и для каких целей создан Центр развития бизнеса?
– В 2015 году в округе появился фонд поддержки предпринимательства. Он взял на себя функции консультирования, микрофинансирования и поручительства. Так же была создана Ненецкая лизинговая компания, которая могла бы приобретать необходимое оборудование для предпринимателей и сдавать его в аренду до полного выкупа. В 2016 году руководством округа было принято решение – объединить эти две структуры, чтобы заработал принцип одного окна. Это компактно, удобно, а главное – необходимо.
Теперь все формы поддержки предпринимателей у нас на одной площадке. Мы консультируем, проводим тренинги, кредитуем, даем поручительства частному бизнесу и так далее. С прошлого года заработала имущественная поддержка для начинающих, так называемый бизнес-инкубатор. То есть мы сдаем в аренду помещения на льготных условиях. Здесь они могут работать, проводить встречи и мероприятия, учатся вести бизнес. Тем самым создаем деловую среду.
– С какими проблемами чаще всего приходят к вам предприниматели?
– С земельными вопросами. А потому мы наладили контакт с управлением имущества и земельных отношений: вместе разбираем проблему и ищем пути решения. Частенько обращаются и за финансовой поддержкой. Вообще хотелось бы уйти от практики простой раздачи денег. Поэтому предлагаем варианты микрофинансирования и лизинга. За 4 месяца этого года последним вариантом воспользовались уже 13 раз, столько же, как за весь прошлый год.
Как это работает? Приходит предприниматель и говорит: мне нужна такая-то техника на два миллиона рублей. Вместе находим поставщика, оборудование. Если разногласий нет, он вносит минимальный платеж – до 10 процентов. Бывают проекты, когда обходимся без аванса. Мы это оборудование покупаем и передаем в пользование предпринимателю. Он каждый месяц гасит его стоимость, c небольшим процентом (в среднем 8%). После окончания выплат оборудование передается бизнесмену.
– А система грантов для начинающих еще будет работать?
– От них мы пока не уходим. «Стартапы» (оригинальный бизнес-проект, который создается с целью извлечения прибыли после его развития. – Прим. авт.) – очень действенный механизм развития бизнеса. Мы со своей стороны всячески опекаем «грантовиков».
– Какие слабые места видите у наших предпринимателей?
– Одна из проблем – маркетинг, продвижение товара на рынке. Есть случаи, когда человек открывает дело и просто ждет покупателей. Мол, Нарьян-Мар маленький и «сарафанное радио» свое дело сделает. Такая тактика ошибочна. Недаром говорят: реклама – двигатель торговли. Есть целая наука о продвижении товаров на рынке, и этому надо учиться.
– Вы идете навстречу предпринимателям, когда у них возникают проблемы с выплатой займов?
– Конечно, бывает, когда дебит с кредитом не сходится. В каждом случае индивидуально разбираемся в необходимости отсрочки платежей. Иногда надо просто немного подождать, когда взятое в аренду оборудование заработает. При этом ответственность с предпринимателя никто не снимает.
– Насколько динамично, на ваш взгляд, развивается бизнес в НАО?
– Уже второй год динамика положительная, число предпринимателей растет. Если в 2013-2014 годах у нас был спад, то в 2016-м – плюс 76 бизнесменов. Динамика сохраняется, в том числе благодаря работающей системе грантов и комплексной поддержке бизнеса.
– Есть ли в среде предпринимателей понимание, что пора переходить от торгово-закупочной деятельности к их производству?
– У нас в округе есть своя сувенирная продукция, предметы национальной одежды. Работает коптильный цех, есть мясопереработка. Пока этого, конечно, недостаточно. Мы внимательны к тем, кто задумал новое дело. Есть перспективное направление – переработка дикоросов, например, морошки. Ведь если ягоды правильно обработать и упаковать, то проблем со сбытом не будет. Так же и с другими дарами природы, в том числе с лечебными травами. Конечно, это сезонный товар, есть опасность неурожайных лет. Но на то и ум предпринимателю, чтобы развиваться в нескольких направлениях. В одном сбой, зато в другом будет прибыль.
– Переработка природных даров требует соблюдения и определенных санитарных и эпидемиологических норм. Это не пугает начинающих?
– Да, у нас многое завязано на Санэпидемстанции. Однако они всегда относятся к делу с пониманием. Помогаем провести необходимые согласования и с Роспотребнадзором.
– Какая, на ваш взгляд, главная проблема в бизнес-среде округа?
– Думаю, разобщенность – каждый живет сам по себе. И мы стараемся объяснить, что, к примеру, если несколько рыбаков-частников объединятся – будет больше возможностей. Кооперация позволит приобрести линию переработки и рынок сбыта расширится. Наши торговые сети хорошо принимают местную продукцию, а если она еще и красиво упакована, то «оторвут с руками».
– Получается, бизнес и власть в регионе двигаются в одном направлении?
– Да. Например, был организован комитет по предпринимательству при департаменте финансов. Для этого создан и наш Центр, являющийся госсобственностью на 100%. Все это – часть политики региональной власти, которая направлена на развитие территории. И я считаю, что у нашего края есть большой потенциал для экономического роста.