В конце мая волонтёры, поисковики и все неравнодушные люди отмечают грустную, но очень важную дату – Международный день пропавших детей
Его символом считается синяя незабудка. Девиз – «Каждый пропавший ребёнок должен быть найден».
Недавно Нарьян-Мар посетили руководитель конного подразделения поисково-спасательного отряда (ПСО) «Лиза Алерт» Екатерина Герасименко и координатор вертолётного ПСО «Ангел» Елена Горячева.
Девушки откликнулись приехать в Заполярье по предложению руководителя Конно-спортивного клуба «Фортуна» Ирины Савариной. В первый день на территории клуба провели практическое занятие, где юные активисты из числа скаутов искали спрятанный на местности манекен.
– У этого способа есть ряд преимуществ, – комментирует Екатерина Герасименко. – Конники производят не столько шума, как авто- и мототехника, и не заглушают человеческие голоса. В то же время у всадника, гораздо шире угол обзора, чем у пешего поисковика, и, следовательно, больше шансов обнаружить человека.
Понятно, что школьников и несовершеннолетних студентов нельзя привлекать в качестве волонтёров для работы в полевых условиях. Но как раз они лучше взрослых ориентируются в социальных сетях. Они гораздо мобильнее и активнее могут участвовать в распространении информации о пропавших людях, а полученные навыки и знания применить в реальной ситуации.
– Вы чаще взрослых бываете в общественных местах, транспорте, – обращается к ребятам Екатерина. – Если видите человека, похожего на фото с нашей ориентировки, сразу можете набрать номер 112 и рассказать об этом диспетчеру. Это уже помощь. Предположим, встречается на улице человек, явно не по погоде одетый или очень пожилой, видно, что растерян и не совсем понимает, где находится. Важно об этом сообщить спасателям. То же касается и маленьких детей, они не должны ходить по улице одни. Предупредить беду – значит помочь.
Идея обучать волонтёров-поисковиков озвучивалась уже не раз, говорит участница встречи Юлия Дащук:
– Занятия по ведению поисковых работ будут полезны в плане социального взаимодействия и юношеских организаций, и учреждений, и некоммерческого сектора. Молодёжные отряды поисковиков можно создавать и в сельских населённых пунктах.
– Если эти знания никогда не понадобятся на практике, мы будем только рады, – дополняет Екатерина. – Но люди должны быть подготовлены, а мы окажем всестороннюю помощь.
В России существует порядка 140 организаций, занимающихся поиском людей. Такие крупные, как «Лиза Алерт» и «Поиск пропавших детей» отрабатывают несколько сотен заявок в год. В случае пропажи ребёнка волонтёры рекомендуют не поддаваться панике, не терять время, а действовать. Необходимо составить подробное описание одежды, обуви и личных вещей ребёнка на момент исчезновения. Включить в историю особые приметы и характерные манеры. Найти последнюю фотографию и незамедлительно подать заявление в ближайшее отделение полиции. Обязательно нужно записать регистрационный номер заявления и телефон сотрудника, чтобы при необходимости сообщить ему новые подробности. В случае отказа принять заявление, звонить на номер 112, поскольку звонок также считается зарегистрированным заявлением о пропаже.
Что касается взрослых, надо обратить внимание жителей округа, что даже в самые горячие охотничьи и рыболовные сезоны необходимо ответственно подходить к вопросам безопасности. В силу специфики региона, чаще у нас пропадают не дети, а взрослые, которые беспечно уходят в тундру, не предупредив близких, отправляются в путь по реке в одиночку, в состоянии алкогольного опьянения и без средств связи. Север не прощает подобных ошибок.
Телефон горячей линии Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям 8-800-700-56-76. Телефон горячей линии ПСО «Лиза Алерт», занимающегося поиском детей и взрослых 8-800-700-54-52.