Вы здесь

Много песен про Волгу пропето…

Вид на Плёс и Волгу / Фото предоставлено автором

Красавица Волга-матушка, белоснежный теплоход, музыка играет… Кто не задумывался о таком приятном путешествии?

Но, увы, моей мечте не суждено сбыться. «Лето на Волге» – так многообещающе и заманчиво звучит название автобусного трёхдневного тура, который подразумевает лишь короткую поездку по Волге на скромном трамвайчике. Но всё остальное – увлекательно, интересно, познавательно. Итак, в путь!

Ненастная погода, унылые улицы Москвы, хмурые лица. При посадке в автобус экскурсовод подбодрила туристов, слегка слукавив: «Хорошо, что улыбае­тесь». Сразу стало веселее и чуточку теплее. Холод, надо признаться, стоял в Москве совсем не летний. Сильный ветер, проливной дождь, всего 10–12 градусов тепла, неуютно.

Но, несмотря на плохую погоду, оказалось, что в автобусе свободных мест нет: так велик спрос на поездку по Волге.

– Загрузка максимальная всегда, – с гордостью заявила гид, Ольга Рафаиловна. – Четыре года вожу экскурсии. Знаю, что главное в любой поездке – настроение, улыбка, оптимизм. А ещё, идеальный тур возможен только тогда, когда люди уважают друг друга. Программу поездки всегда делает целая команда профессионалов, так что ничего лишнего и ненужного.

 

«Красная Пресня»

 

«Наше творческое и чуть-чуть сказочное путешествие начинается в оазисе таланта, искусного мастерства и старинных ювелирных традиций», прочитала я красивую фразу в описании тура. Решила, что несколько слов о первой остановке не могу не сказать, хотя и понимаю, что посещение салона ювелирной фабрики «Красная Пресня» – рекламный трюк.

Ювелирное дело в селе Большое Яковлевское (ныне город Приволжск) зародилось в конце девятнадцатого века. В 1940 году разрозненные мастерские объединились в артель «Красная Пресня». Создавали произведения ювелирного искусства из серебра и мельхиора, украшенные гранёным хрусталём, имитирующим яшму, коралл, бирюзу и прозрачные драгоценные камни.

В суровые дни Великой Оте­чественной войны работники артели выпускали пуговицы и звёздочки для военной формы, а также солдатские кружки для питья. А что? Мудрое решение. После войны возобновили выпуск замечательных украшений. В наши дни завод «Красная Пресня» считается предприятием художественных народных промыслов, где сохранены старинные традиции ювелирного искусства. Вот я и не удержалась: накупила этих самых предметов ювелирного искусства, лежат, ждут своего часа, уже и не уверена: дождутся ли.

 

Щелыково

 

ЩелыкОво – сказочное место в Костромской области, любимый уголок и родовое имение великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Именно здесь «родилась» Снегурочка – красивый, нежный и обаятельный персонаж русских сказок. Недалеко от усадьбы протекает речка Мера, а вот до Волги нам предстоит ещё ехать. Щелыково находится в 450 километрах от Москвы, во времена Островского добирались до него девять дней. Мы же по отличной дороге домчались за семь часов с необходимыми остановками и вкусным обедом в Суздале.

Из-за проливного дождя прогулку по живописному парку, предложенную в программе поездки, пришлось отменить. И мы отправились в прекрасно сохранившуюся усадьбу писателя, его уютный кабинет, в котором бережно сохраняется подлинный «островский дух». «Дом удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещений», писал драматург. В усадьбу с удовольствием наведывались многочисленные гости. Приезжали на день-два, оставались и жили неделями.

Уютный дом, вкусная еда, красота вокруг, отчего не погостить? Тем более сам хозяин признавался: «…как ни хорошо в Щелыкове, но одному всё-таки скучно… один не могу насла­ждаться ничем…»

В гостиной увлечённо, с вдохновением читали пьесы Островского, знакомились с новинками отечественной и зарубежной литературы, слушали музыку. Александр Николаевич насла­ждался русскими романсами, обожал народные песни, включая их в свои произведения.

В Щелыкове устраивались спектакли. А как же без них? Жена Островского, Мария Ва­сильевна, актриса Малого театра, блистала на самодельной сцене, устроенной в сенном сарае на лугу. Овации регулярно нарушали деревенскую тишину.

Усадьба утопала в цветах. Островский любил и знал толк в растениях. Сам тщательно отбирал семена. Много времени писатель уделял составлению словаря русского народного языка: записывал редкие слова, поговорки, пословицы, крылатые выражения, просторечия, диалектные слова.

Кроме этого, великий драматург увлекался работой по дереву: выпиливал лобзиком, своими руками смастерил полочку для книг, бумаг, резные рамки. Но необходимо было много писать, чтобы кормить семью, состоящую из шестерых детей, содержать усадьбу и угощать многочисленных гостей.

«С грустью задумываешься над участью А. Н. Островского. Наш драматург, давший русской сцене целый театр, всю жизнь нуждался и… сам не только ничего не нажил, но никогда не выходил из долгов», – писал один из современников.

В последний день своей жизни, 2 июня 1886 года, А. Н. Островский, как всегда, плодотворно работал. За рабочим столом и перестало биться его сердце от приступа «грудной жабы» (стенокардия).

Щелыково – единственная сегодня в России усадьба-памятник культуры, которая, несмотря на исторические потрясения, максимально сохранила дух «дворянских гнёзд» того времени.

С грустью прощаемся с дожд­ливым Щелыковым, направляемся к Волге. Первая остановка на великой реке – Кинешма, второй по величине и численности (87 тысяч жителей) город в Ивановской области. Мужчин, живущих в этом городе, называют кинешемцами, женщин – кинешемками.

Мы прошлись по Волжскому бульвару, по уютным купеческим улочкам, практически не изменившимся с конца девятнадцатого века. С удовольствием прогулялись по историческому центру города, посетили Троицко-Успенский кафедральный собор, редкий образец церковной архитектуры XVIII века. Посетили места, которые являются живым воплощением живописной, уютной и очаровательной волжской старины, так ярко описанной в пьесах Островского.

Писатель несколько лет был почётным мировым судьёй Кинешемского уезда. Богатые купцы Кинешмы не жалели денег на благоустройство города, строили величественные соборы и храмы. А ещё изо всех сил старались перещеголять друг друга и возводили шикарные собственные особняки.

Среди моих нарьян-марских знакомых есть и такие, кто хотел бы жить после выхода на пенсию только в Кинешме, в этом обаятельном городке на великой матушке-реке. Кстати, первая экранизация «Бесприданницы» в 1936 году проходила здесь, на берегу Волги, без всяких декораций и бутафорий.

 

Прогулка по Волге

 

Как когда-то Сергей Сергеевич Паратов (в фильме Эльдара Рязанова « Жестокий романс» его блестяще сыграл Никита Михалков), катаясь на белоснежной «Ласточке», добивался любви Ларисы Огудаловой, так и мы, спустя много лет, плывём на скромном теплоходике по маршруту Кинешма – Плёс и любуемся всё теми же привольными волжскими просторами.

Природа делает своё благородное дело, щедро делясь своим богатством, да красавицы церкви украшают легендарные волжские берега.

«Всё ждёт жизни, обновления», – звучит голос гида из репродуктора.

А ещё я узнала «Замок на Волге» – милую и дорогую моему сердцу Решму, уникальный санаторий.

Когда-то здесь восстанавливались после полётов советские космонавты, позднее в нём лечились многие нарьянмарцы, взрослые и дети. Довелось и мне проходить здесь реабилитацию после сложнейшей операции.

Спустя три часа пришвартовываемся в Плёсе. Сердце в прямом смысле трепещет, волнение в груди захватывает дух.

Шаблонные слова, «словесные штампы», но никаких других выражений невозможно подобрать при виде этого знаменитого места.

Плёс – самый живописный и самый маленький городок Золотого кольца России, поражающий волшебной красотой.

Изумрудные склоны холмов, белоснежные берёзовые рощи, позолоченные маковки церквей, таинственно отражающиеся в Волге.

Вся эта благодать становится мастерской под открытым небом для многих талантливых художников. И прежде всего, конечно же, для Исаака Ильича Левитана. «Плёс прославил Левитана, Левитан прославил Плёс».

Трудно найти в городе уголок, который не вошёл бы в ту или иную картину художника. Под впечатлением от пейзажей Исаа­ка Левитана и Ильи Репина столичная знать и губернская интеллигенция XIX века приезжали лично любоваться красотами Плёса. Он становится модным курортом и слывёт «русской Швейцарией», «русским самоцветом», «жемчужиной Волги».

Плёс и сегодня – центр русского пейзажа, живописные окрестности и величественные воды Волги вдохновляли и вдохновляют великих художников, певцов, писателей…

 

«Над вечным покоем»

 

Самая известная достопримечательность Плёса – маленькая живописная деревянная церквушка. Сегодня её, безмолвную героиню одного из лучших произведений Исаака Левитана, так и называют: «Над вечным покоем».

Плёс лежит на живописных холмах, главная его достопримечательность – Соборная гора – культурный и духовный центр города.

Самое знаменитое здание – музей Левитана в доме купца Солодовникова. Именно здесь жил художник в свой плодо­творный, творческий период, который принёс ему поистине всемирное признание.

«Жизнь пейзажиста Левитана глазами писателя Чехова» – эту небольшую книжечку приобрела в одном из сувенирных киосков. Заворожили меня первые строчки: «Чтение художественной литературы было и остаётся изысканным удовольствием, доступным любому человеку, независимо от его происхождения, положения в обществе, добродетелей, пороков или талантов».

Дальше выяснила, что в книгу входят три рассказа А. П. Чехова, написанные в разное время и на разные темы. Их объединяет одно: герой рассказа (лицо, естественно, вымышленное) является прототипом Исаака Ильича Левитана.

«Три рассказа отражают три периода жизни Левитана: мастер слова создаёт иллюстрацию к биографии мастера кисти», – эта красивая фраза украшает предисловие к изданию. Любопытна, надо признаться, книжечка. Стоит поражаться автору-составителю, который догадался объединить рассказы Чехова одной темой, дать комментарии, соотнести творчество Чехова с живописью Левитана.

Оценка деятельности Левитана потомками известна: «гениальный пейзажист». Его современники оставили нам восторженные воспоминания.

Писатель же Антон Павлович Чехов – гений, равный Исааку Ильичу Левитану. Его видение личности художника непременно должно отличаться другим взглядом, другой точкой зрения. Чехов в совершенстве владел Его величеством Словом, обладал даром выражать мысли точно, ясно, глубоко. И нам, конечно же, интересно взглянуть на жизнь гениального пейзажиста Левитана с колокольни великого писателя Чехова. Возможно, читатель заинтересуется этими рассказами, поэтому перечислю их: «Рассказ без конца», «Попрыгунья», «Талант».

«Много песен про Волгу пропето…» Вот и я попробовала рассказать о своих волжских, и не только, впечатлениях, пропеть свою скромную песню. С великой Волгой связана жизнь знаменитых людей России. Поэтому хотелось бы побывать в Нижнем Новгороде, подышать воздухом детства Максима Горького. Так что, читатель, до следующей встречи на Волге.

 

Знаете ли вы, что?

Плёс – один из древнейших городов Ивановской области, расположен на крутом правом берегу Волги, между Костромой и Кинешмой. Население – две тысячи человек. Название города, вероятно, произошло от значения слова «плёс» – песчаная отмель или прямой участок реки от поворота до поворота.