Вы здесь

Ради жизни

О щадящем кредитовании и модернизации

В Нарьян-Маре на этой неделе прошла первая в России профильная конференция «Северный завоз – новые пути и возможности». Форум состоялся под патронажем проектного офиса «Северный завоз» Минэкономразвития РФ, администрации НАО и Северо-Западного агентства развития и привлечения инвестиций.

Свыше ста делегатов из двенадцати российских регионов прибыли в столицу Ненецкого округа, чтобы поделиться опытом реализации столь сложного и трудоемкого процесса, как северный завоз. В деловой программе приняли участие представители Минтранса, Федерального агентства по государственным резервам, «Оборонлогистики», промышленно-финансовых структур и научного сообщества.

Открывая дискуссию, директор проектного офиса «Северный завоз» Минэкономразвития Юлия Зворыкина отметила, что целью конференции является объединение усилий всех заинтересованных сторон для выработки единого подхода к системе северного завоза.

Сахарный песок по цене драгметалла

На Большой земле многим неведомо, что северный завоз – это в первую очередь обеспечение нормальной, полноценной жизни на удаленных арктических территориях. Тем, кто не бывал на Крайнем Севере, трудно представить, что стоимость килограмма лука в магазине может быть выше двухсот рублей за килограмм. В отличие от нас, живущих в Ненецком округе, они не оказывались в ситуациях, когда в период межсезонья с прилавков исчезают куриные яйца или картофель.

А для таких отдаленных населенных пунктов, как, например, Варнек или Бугрино северный завоз – это еще и заблаговременно доставленные запасы угля и дизельного топлива, то есть свет и тепло в домах, возможность безопасно пережить очередную суровую зиму.

Деловую программу первого дня форума открыл первый зампредседателя правительства Рес-публики Саха (Якутия) Алексей Колодезников. Чиновник вначале поделился впечатлениями от посещения магазинов Нарьян-Мара и ознакомления с ценниками в них.

– Был приятно удивлен и позавидовал: стоимость одного килограмма сахарного песка в вашей торговой сети составляет примерно шестьдесят рублей. А в некоторых поселках Якутии его цена не ниже 150 рублей за килограмм, – сказал он. – Повседневные продукты питания приходится перевозить за тысячи километров в сжатые до нескольких недель сроки летней навигации. Ежегодно для нужд Респуб-лики Саха до пунктов назначения внутренним водным транспортом доставляется более 3 млн тонн, ровно половина из которых – жизнеобеспечивающие грузы. Объемы перевозок автомобильным транспортом в зимний период – порядка 700 тысяч тонн.

 

Справка «НВ». По данным экспертов, в 2016 году в целом по стране на кампанию северного завоза из разных источников было выделено почти 110 млрд рублей. Поскольку единая система мониторинга грузов в макро-регионе отсутствует, сложно оценить объемы и номенклатуру грузов.

 

– Учитывая труднодоступность населенных пунктов и отсутствие транспортного сообщения, внутренние водные пути являются безальтернативными в части снабжения всем необходимым арктической зоны Якутии, а также Чукотского автономного округа и Магаданской области, – отметил Алексей Колодезников.

О том, какие замысловатые маршруты порой используются в рамках северного завоза для доставки продуктов питания и товаров первой необходимости, подробно рассказал участникам форума гендиректор Ленского объединенного речного пароходства Сергей Ларионов.

– Объемы перевозок в Арктику нашими судами ежегодно составляют порядка 400 тысяч тонн. «Плечи» перевозок громадные, пять тысяч километров и более, – поделился он секретами непростой сибирской логистики. – Расскажу вкратце о некоторых особенностях пути. Например, контейнер к началу навигации приходит по железной дороге в Усть-Кут. Грузим на речное судно, и оно затем идет около семисот километров по Лене до поселков Витим, Пеледуй. Там мы контейнер перегружаем на судно типа «река-море», которое доходит до моря Лаптевых и потом следует Восточно-Сибирским морем к устью Индигирки, где опять происходит перегрузка на речное судно, но оно сможет подняться лишь до поселка Белая Гора. На базе депонирования или, проще говоря, хранения в этом поселке контейнер останется до следующего лета, и лишь с приходом очередного паводка его на барже с малой осадкой можно будет отправить в какой-нибудь отдаленный населенный пункт. То есть доставка груза занимает год!

Льготы – оператору, ремонт – инфраструктуре

Конечно же, масштабы задач и объемы грузов, доставляемых в рамках северного завоза в Рес-публику Саха и Ненецкий округ – несоизмеримы. Однако их значимость и необходимость для людей вполне сопоставимы. В ходе форума от имени губернатора Ненецкого округа Игоря Кошина выступил руководитель департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта НАО Алексей Еремеев.

– Северный завоз для округа, не имеющего круглогодичного наземного сообщения с Большой землей – наиважнейший стратегический процесс, – сказал Алексей Анатольевич. – За короткое заполярное лето надо успеть привезти по рекам и морям жизне-обеспечивающие ресурсы в села региона на целый год вперед.

В повестку обсуждаемых тем на конференции, по словам вице-губернатора, власти региона внесли два важных для НАО и других арктических территорий вопроса: льготное кредитование операторов северного завоза и возможность обновления инфраструктуры, задействованной в кампании и обеспечивающей северный завоз.

 

Справка «НВ». Ежегодно в рамках северного завоза в Ненецкий округ доставляются по Белому и Баренцеву морям или по рекам бассейна Печоры 21 тысяча тонн каменного угля, порядка 10 тысяч кубометров дров и около 8 тысяч тонн дизтоплива.

 

Как пояснил Алексей Еремеев, операторы северного завоза производят расчет с поставщиками энергоресурсов сразу после завершения доставки топлива, а средства за тепло – и электроэнергию собирают в течение всего года. Это приводит к кассовым разрывам в бюджетах ресурсоснабжающих организаций, которые выходят из положения за счет кредитов, взятых на общих основаниях, что крайне невыгодно.

– Мы уже вели переговоры с банками о льготном кредитовании предприятий, участвующих в северном завозе, и получили от них предварительное согласие. Но для этого нам необходима поддержка на федеральном уровне, – отметил Алексей Еремеев. – Надеемся, что наш вопрос не останется без ответа. Тем более что проблема характерна для многих северных территорий. Об этом же говорил и наш коллега из Якутии.

Возможность щадящего кредитования операторов северного завоза, по словам Алексея Анатольевича, обсуждалась с руководителями Сбербанка и ВТБ. Банкиры обещали поддержать инициативы северян.

Еще один вопрос, предложенный властями Ненецкого округа к обсуждению на конференции, был связан с обновлением инфраструктуры северного завоза. На сегодня она нуждается в плановой модернизации, на что ресурсов предприятий-операторов северного завоза не хватает. В этом также необходима федеральная поддержка.

Стандарты качества для Крайнего Севера

В рамках форума эксперты из регионов и федеральных ведомств рассмотрели программу перевода объектов теплогенерации в районах Крайнего Севера на природный газ. Однако, пожалуй, самыми бурными и насыщенными стали дискуссии, касаю-щиеся регламентации закупок для нужд северного завоза.

Заместитель руководителя Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) Александр Кирюхин отметил, что обеспечение гармоничного развития территорий Крайнего Севера является важной задачей. Для ее решения необходимо объединение усилий органов власти всех уровней, бизнес-структур многих секторов экономики и научных организаций.

– Сегодня изучаются различные механизмы передачи материальных ценностей государственного резерва, обеспечивающие максимальную оперативность поставок в рамках северного завоза, – сообщил Александр Викторович. – Возможны варианты. Первый – по цене, установленной независимым оценщиком, в распоряжение органа исполнительной власти субъекта РФ. Второй – по цене, установленной независимым оценщиком, в распоряжение организаций, уполномоченных администрацией региона.

Последний вариант, по словам чиновника, с успехом применялся при оказании помощи регионам Дальнего Востока, пострадавшим от наводнения 2013 года. В тот критический момент федеральный центр категорично потребовал не допустить скачка цен на социально значимые товары.

– Существующая межведомственная разобщенность и отсутствие в законодательстве четкого определения северного завоза, которое отвечало бы современным условиям, снижают перспективы разработки единого подхода для регионов в осуществлении поставки грузов в удаленные районы, – отметила, подводя итоги форума, Юлия Зворыкина. – Поэтому проектный офис «Северный завоз» занят решением задачи по разработке унифицированных процедур, которые позволят создать условия для использования альтернативных источников энергии и внедрения цифровых технологий, помогут сформировать систему переподготовки кадров и расширить применение современных видов связи для обеспечения более высокого стандарта качества жизни населения Крайнего Севера.

По результатам конференции была принята резолюция для представления председателю Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрию Рогозину, а также федеральным министерствам и ведомствам, задействованным в северном завозе.