Всем известное выражение о пожилых людях, которым некому его подать, в заполярных сёлах имеет свой, особенный контекст
В нашем случае это всё-таки не совсем стакан, но сути дела это не меняет.
Проблемой во время личной встречи с депутатом Заполярного района Натальей Латышевой поделилась семидесятилетняя жительница села Великовисочного. Как и большинство сельчан в нашем округе, люди пользуются водой, что называется, привозной, водопровод или скважина есть далеко не у всех. По словам женщины, три её дочки живут далеко, а мужа не стало два года назад. Помочь натаскать воды в дом бабушка просит безработного молодого соседа, человек он пьющий, а потому крайне необязательный.
– Я его с утра просила, он всё обещал да обещал. А после обеда уже никакой воды никому не принесёт, самого бы кто унёс, – сокрушается пенсионерка.
Великовисочное – село, по меркам округа, большое.
Даже с учётом убыли населения сегодня здесь проживает около четырёх сотен человек, и людей пенсионного возраста среди них – большинство, сообщил заместитель главы МО «Великовисочный сельсовет» НАО Дмитрий Фомин:
– Волонтёров и общественных организаций у нас, к сожалению, нет. Я знаю, что в городе и других поселениях есть социальные работники, но нашему муниципалитету такого сотрудника иметь не полагается. Думаю, помогло бы внесение изменений в штатное расписание учреждения, оказывающего социальные услуги. Мы со своей стороны готовы найти человека, который будет этим делом заниматься. Выходит, в городе, где и тепло, и водоснабжение имеется, пожилым людям помогают социальные работники, а в сёлах – не полагается? Нам, безусловно, нужен, да и во многих населённых пунктах, думаю, необходим такой человек.
Подобные вопросы требуют немедленного решения, поэтому сразу же, оказавшись в городе, я обратилась к директору Комплексного центра социального обслуживания Светлане Ермильгельдовне Хатанзейской.
– Сегодня у нас в штате всего пятнадцать социальных работников, семь из них работают в городе, остальные – в Красном, Усть-Каре, Каменке, Хорей-Вере, Нижней Пеше и в Нельмином Носе, – рассказывает она. – Да, в городе условия жизни иные, но и нормативы соответственно выше – здесь один человек забоится о девяти подопечных, а в сёлах – о шести. Один из городских сотрудников у нас работает с семьями, где растут дети-инвалиды, им тоже необходима помощь. Как, впрочем, и их мамам, чтобы они могли просто отлучиться из дому по необходимости. Ещё один работник занят на срочной социальной помощи.
...Круг задач у социальных работников и в городе – огромный, и мы очень благодарны тем, кто работает в этой сфере. Это уборка, мытьё в ванной, получение лекарств, оплата коммуналки, сопровождение в больницу, да много всего, в чём нуждается человек.
Оказалось, совсем недавно специалисты КЦСО были в селе Великовисочном в составе медицинской мобильной бригады. А вопросов об организации социальной помощи от сельского совета не поступило.
– Чаще всего инициаторами в вопросах оказания социальной помощи своим жителям становятся именно главы, – говорит Светлана Хатанзейская. – Несмотря на то, что штатные единицы социальных работников есть не везде, это не значит, что люди остаются без помощи в случае необходимости. Мы начинаем работать по любому сигналу, поступившему в отделение помощи на дому. Номер телефона 8(81853) 4-54-62. Сюда могут обратиться специалисты сельского совета, может глава написать ходатайство, или любой другой неравнодушный человек. Конкретно по этой ситуации сразу могу сказать, что в селе Великовисочном у нас есть структурное подразделение Красного креста, позвоню им, чтобы ситуацию взяли на контроль. Вероятность того, что нам сейчас, с учётом непростой финансовой ситуации, позволят увеличить штатное расписание, крайне мала. Но это, повторюсь, не значит, что проблему нельзя решить другим путём, не вводя дополнительные штатные единицы.
Помощь государства в трудной жизненной ситуации – это конечно, очень хорошо. Но всё же остался на душе неприятный осадок. Очень хочется верить, что среди четырёх сотен жителей найдётся человек, который, отправляясь для себя за водой, прихватит и бабушкину фляжку.
Скорее всего о ситуации, в которой оказалась односельчанка, люди в Великовисочном просто не догадываются. Ну, теперь знают. И я верю, что обязательно помогут!