Вы здесь

Подвиг тружеников тыла приближал Победу

Сколько лишений выпало на долю поколения 20-х годов – коротко и не расскажешь

Дети двадцатых!
Вам много досталось,
И холод, и голод,
Разруха, война.
Но вы пережили.
Победы добились.
Честь вам и слава
За ваши дела!

 

В то время дети рано взрослели, познавали тяжкий труд.
Когда началась война, мужчины и пареньки-подростки ушли на фронт, а в колхозах и на путине их заменили женщины и девчонки.

Работали, стирая руки в кровь

Моя мама, Широкая Таисья Дмитриевна, начала работать в колхозе с 14 лет, вместе со своими сверстницами – Паюсовой Анной Александровной и Дорофеевой Александрой Александровной. Они возили на лошадях сено и силос.
Мама часто вспоминала, как зимой, чтобы погрузить сено на сани, прежде надо было расколоть панцирь льда, сковавший зарод. Работали из последних сил, стирая руки в кровь.
Во время войны было много волков. Хищники сидели вдоль дорог, по которым шли лошади, выли, нагоняя страх на молоденьких колхозниц.
Всё пережили. После зимы бригаду девчонок отправили на путину, в Чёшу, ловить навагу. Часть пути они преодолели на карбасе, а потом шли пешком. По дороге ночевали в путевых избах или устраивали ночлег среди веток кустарников.
У них был хороший бригадир, пожилой человек – Афонасий Дмитриевич, дед Широкой Л. А. Он их, девчонок, очень уважал и никогда не допускал грубости. Научил от нормы хлеба оставлять корочки, чтоб сделать закваску и, добравшись до места, самим печь хлеб. Норма хлеба была 200 граммов – и то овсяного.

И рыбу ловили, и аэродром строили

Этим девчонкам пришлось побывать даже на Колгуеве. Во время навигации их отправляли на ботах. Там ловили пикшу, треску. После окончания работ их выво-
зили в Шойну, и там они ловили пикшу, камбалу, а осенью возвращались домой.
Весной, сразу после ледохода, на карбасе добирались на Конушинскую коргу, на селёдку. Со слезами на глазах мама вспоминала случай, когда их карбас
попал во льды, его стало выносить в море. Только благодаря опыту и правильному решению, принятому мгновенно бригадиром, они не потерпели крушение. Люди были спасены.
Эту же бригаду отправили в Нижнюю Пешу подготовить территорию для постройки аэродрома (ныне старого). Там они выкорчёвывали деревья и выравнивали площадку.
Страшно сейчас это вспоминать, а ведь люди всё вынесли, выжили и не очерствели душой.

Передовая доярка

После войны мама продолжала работать в колхозе. На любой работе, куда бы её не направляли, трудилась честно и добросовестно.
Была членом исполкома три созыва. Неоднократно её фотографию размещали на областной Доске Почёта в городе Архангельске.
Назначили дояркой, и там она занимала I и II места поочерёдно с Алефтиной Егоровной Михеевой, ныне живущей в Нижней Пеше.
Коров доили исключительно вручную. Летом доярки ездили на лодках между утренней и вечерней дойкой на сенокос. Издалека были слышны звонкие голоса колхозных доярок. Тишь, гладь на реке, и они со своими коровушками ехали с песнями. Устали – не устали, а без песни тошно.
Позже, по состоянию здоровья, ей пришлось передать своих бурёнок Таратиной Д. Н., которая тоже постоянно занимала передовые места.

Всем места в избе хватало

Мама часто вспоминала, что хоть были голодны, босы, плохо одеты, но очень дружны. Умели радоваться малому и успехам земляков.
Вот чего сейчас не хватает. Казалось бы, делить-то нечего. Хлеба не норма, одеты с головы до ног, а недобрыми бываем друг к другу.
У нас, говорила мама, всю жизнь дома был народ. Идут, едут: и в довоенное время, и во время войны, и после – не по одному десятку человек.
Всем места находилось в двух избах. Никто не объел, никто жильё не унёс. Доброты и тепла сейчас не хватает, людского внимания.

Пример матерей

Мы проносим любовь своих матерей-тружениц через всю жизнь. Они многому своим примером научили нас: трудиться на совесть, любить своё дело.
И вот теперь, став взрослыми, мы думаем: всё ли сделали для того, чтобы старость наших матерей была спокойней, чтобы они радовались успехам своих детей, внуков, правнуков. Они хотели, чтобы мы были здоровы, счастливы, чтобы не было у нас трудностей, которые выпали на их долю.
Иногда мы негодуем, что мамы всё ещё учат нас жизни, хотя уже сами бабушки и дедушки. Но для родителей дети, в каком бы возрасте они ни были, всё равно остаются детьми.

Не могу без слёз слушать песни о маме

Несколько лет как не стало моей милой мамы. Не хватает её тепла, добрых слов, частушек под балалаечку, которая была её неизменной подругой.
Я до сих пор не могу без слёз слушать песни о маме. Да и для моего мужа она была не только тёщей, а второй матерью. Насколько они были дружны, что крайне редко бывает.
Наш долг – не забывать то, что они пережили, передавать своим детям, чтобы и они знали, понимали, каким трудом досталась Победа.
Это были простые советские люди – подлинные герои тех огненных лет. Они мужественно держали бессмертную трудовую вахту, выстояли и победили.
Именно они своим трудом, без сна и отдыха, приближали Победу! Мы в неоплатном долгу перед ними. Подвиг людей, сумевших сохранить для будущих поколений мирную и свободную страну, – вне времени! Тяжкий путь к Победе – это пример мужества, стойкости, героизма не только фронтовиков, но и тружеников тыла.
Святой долг всех нас, живущих ныне, – быть достойными совершённого ими подвига!

Мы, дети, рождённые в мирное время,
Помним и ценим ваш доблестный труд.
Так будьте здоровы, живите подольше.
Пусть в семьях вам будут тепло и уют!

Вера Георгиевна Москвичева,
жительница села Несь