Это только в небе самолет силен и быстр. А на земле – он неуклюж и беспомощен. И ему требуется помощь. Но сначала всесторонняя и оперативная поддержка требуется взлетно-посадочной полосе. Иначе…
Метель метет, полет нормальный
Иначе: «Уважаемые пассажиры! Рейс «Нарьян-Мар – Москва» задерживается из-за неблагоприятных метеоусловий».
Избежать авиационных коллапсов из-за снежных бурь и других погодных капризов аэропортам удается благодаря аэродромным службам (АС). Именно они летом и зимой сфокусированы на главной задаче обеспечения мягкого взлета и такой же посадки самолетов и вертолетов. Содержать территорию аэродрома в чистоте и порядке бригадам помогает специализированный автопарк. Сейчас он насчитывает около 14 единиц техники.
Во многом эти машины похожи на привычные «гражданские» уборщики и снегоочистители – те же ножи, щетки и роторы. Хотя такую технику вряд ли увидишь на улицах Нарьян-Мара. А на аэродроме – пожалуйста. Но любая техника без людей всего лишь груда железа. Сегодняшний рассказ о людях, которые в любую погоду и время суток на боевом посту.
ПОЛОСАтая работа
Среда. Аэропорт Нарьян-Мара. За окнами шквалистый ветер, на улице настоящая пурга. То тут, то там вздымаются снежные вихри. Снежную стихию вспарывают лучи фар – с ветром спорят десяток машин. На борьбу со снегом вышли работники оперативных служб аэродрома: рабочие, мастера и водители.
На этом, собственно, вся романтика и заканчивается. Впереди – несколько часов напряженной работы. Добро пожаловать на летное поле!
Чтобы взлетка была всегда в норме, работы идут посменно в круглосуточном режиме. Особо «жаркое» время для аэродромных дежурных бригад наступает зимой, а она, как известно, в Заполярье длится почти девять месяцев.
– За последние пять лет аэропорт Нарьян-Мара ни разу не был закрыт из-за неподготовленности летного поля и полосы. Конечно, задержки рейсов в связи с погодными условиями, плохой видимостью, низкой облачностью и сильным боковым ветром происходят время от времени, но бороться с погодными катаклизмами нам, увы, не под силу, – с улыбкой начинает разговор начальник аэропорта Андрей Овчинников.
Последний раз аэропорт закрывался в 2008 году на целых шесть дней из-за обледенения взлетно-посадочной полосы. Причина была вовсе не в плохой работе аэродромной службы, свою роль сыграли неправильные управленческие решения. Но не будем никого обвинять, дело прошлое.
– Один из основных показателей в работе аэродромной службы – коэффициент сцепления шасси с покрытием полосы. Его минимальное значение для нарьян-марского аэропорта, когда покрытие аэродрома безопасно для взлетов и посадок, – 0,3. Если этот коэффициент меньше, мы обязаны прекратить полеты при любом ветре, даже самом слабом.
Показатели силы ветра и сцепления для каждого типа воздушного судна считают специалисты. Разные типы самолетов при одном и том же коэффициенте сцепления по-разному справляются с одинаковым боковым ветром, поэтому при равных условиях один самолет может сесть, другой – нет, – продолжает рассказывать о специфике работы Андрей Анатольевич.
По словам Овчинникова, последние три года в нашем регионе наблюдается резкое изменение погодных условий. К примеру, происходит резкое понижение температуры и одновременно начинается переохлажденный дождь. К этому надо быть всегда готовым. В арсенале аэродромной службы не только техника, но и специальные химреагенты, чтобы ВПП продолжала принимать и отправлять воздушные суда без задержки.
Право слово, боевая
Обслуживать самолеты в аэропорту людям помогают машины.
– Собственно говоря, без спецтранспорта в аэропорту – никуда, ибо расстояния огромны. Это только на заре авиации пилот мог быть сам себе и механиком, и стюардессой, и топливозаправщиком, и тягачом, и трапом одновременно. А сейчас уровень сложности уже не тот – в тысячи раз больше. Тут голыми, пусть и обученными руками не справишься – нужны специальные механизмы. И они есть. А вместе все эти механизмы объединяет емкое, но точное понятие – «аэродромная техника», – рассказывает инженер-техник Мамед-Пур Гусейн-оглы.
В Нарьян-Мар он попал по распределению в 1983 году после окончания Кирсановского авиационного технического училища. Как и положено, проработал три года, да и остался, появилась семья, друзья. Сослуживцы говорят о нем как о настоящем профессионале, волевом и сильном человеке: «Он работой наслаждается», – улыбаются коллеги.
В ведении аэродромной службы находится целый автопарк самой разнообразной техники. Здесь и плужно-щеточные машины, и снегоочистители, и универсальные поливомоечные машины, и даже обычные автомобили коммунальных служб – в точности такие, как работают в городе зимой.
Коренной нарьянмарец Павел Носов в службе работает аж с 1977 года!
– Я на спецтехнике за эти годы столько снега убрал, что хватит всю Африку засыпать, – смеется мужчина. – Это сегодня техническая мысль шагнула далеко вперед. В семидесятые-восьмидесятые годы машины были простенькие. Бывало, в тридцатиградусный мороз в автомобилях стекла замерзали, так водитель окно откроет, голову высунет и продолжает полосу чистить.
В то время, чтобы в сильные снегопады аэропорт работал в штатном режиме, нужны были колоссальные финансовые затраты.
К примеру, метель метет три-четыре дня, техника работает не переставая – за сутки тратили до ста тонн (!) топлива. Этого количества хватило бы на несколько десятков вертолетных вылетов. Заправляли грейдеры, роторы и другие автомобили прямо на полосе. Да и смены менялись тут же на рабочем месте.
– В последние годы наше предприятие приобрело много современной спецтехники. Работа, конечно, у нас тяжелая. А что поделать? Чистить-то надо. Но с такой техникой, какая сегодня есть в автопарке нарьян-марского авиаотряда, и с такой командой – справимся с любой непогодой, – говорит Мамед-Пур Гусейн-оглы. – Уважаемые корреспонденты, вы меня простите, мне работать бежать надо. Видите, как метет…
– У нас крепкое ядро сотрудников – профессионалов своего дела. Поэтому работа идет без сбоев, – гордо отзывается о коллегах начальник аэропорта.
АСы своего дела
Список работ на аэродроме меняется в зависимости от времени года. В летний период выполняют текущий ремонт аэродромных покрытий, обеспечивают их чистоту, наносят маркировку.
– Из-за износа взлетной полосы, шелушения бетонных плит каждый год проводится их ремонт. Закрыть аэропорт на полномасштабную реконструкцию ВПП мы не можем: это же единственные ворота города. Поэтому каждый год часть плит ремонтируется. В 2015 году были заменены 50 плит. Мы проверяем, как укладывается каждая из них, как заделываются стыковочные швы, все ли делается вовремя. На полосе ни в коем случае не должно остаться мусора, камней. Особо тщательно следим за тем, чтобы вовремя устранялись просадки на перронах, рулежных дорожках и на самой взлетной полосе, – объясняет Андрей Овчинников.
Отрывая шасси от земли, самолет устремляется ввысь. Люди летят на отдых, домой, в командировку. А на земле остаются те, благодаря кому железные птицы улетают на юг, запад и восток: диспетчеры, инженеры и водители. Борцы с непогодой и капризами природы.
– Теперь к новому погодному перепаду готовиться надо, – улыбаются аэродромные техники – Все проверять да чистить. Заполярье оно такое: метели, морозы.