Вы здесь

Ориентиры расставлены

Августовская педагогическая конференция, которая продолжалась два дня, завершилась. Традиционное мероприятие оказалось не просто масштабным совещанием, но и тёплой встречей, подарившей заряд энергии и новых идей перед началом учебного года.
Торжественное открытие дополнил небольшой концерт во Дворце культуры «Арктика». Учителей и воспитателей приветствовали творческие коллективы Ненецкого округа. Пятиклассница Арина Хозяинова настроила зрителей на лирический лад, вдохновенно прочитав стихотворение об учителе:
Что значит слово учитель?
Наставник? Мудрец? Человек?
Значенье какое важнее,
Спорьте хоть целый век.
Думаю, просто профессией
Назвать учителя мало:
Выбрать своё призвание
Судьба ему указала.
Продолжилась конференция расширенным совещанием, на котором перед педагогами выступили представители власти региона и прокуратуры НАО, а их коллеги представили лучшие практики воспитательной работы, рассказали о развитии в организациях служб примирения и о соблюдении прав детей в сфере образования.

Планы на пять лет
Основная тема нынешней конференции – стратегические ориентиры развития системы образования в Ненецком автономном округе. С докладом выступил руководитель окружного Департамента образования, культуры и спорта Илья Иванкин. В первую очередь он обратил внимание на основные направления работы. В рамках нацпроекта «Образование» целевых показателей предстоит достичь к 2024 году. Прежде всего это создание новых мест в образовательных организациях и безбарьерной среды для инклюзивного образования; развитие системы выявления и поддержки талантов у детей и молодёжи, увеличение числа детей, охваченных дополнительным образованием, в том числе на селе; расширение деятельности центров методической, психолого-педагогической помощи родителям; создание центра опережающей профессиональной подготовки и аккредитационного центра профессионального мастерства работников системы образования; модернизация профессионального образования, развитие наставничества, поддержка общественных инициатив и проектов.
– Работа кропотливая и системная, каждому из вас предстоит внести профессиональный вклад в общее дело по обес-печению глобальной конкурентоспособности российского образования. Только обеспечив высокое качество обучения в каждой образовательной организации региона, переподготовку и повышение квалификации каждого педагога, мы достигнем заданного уровня развития, – отметил глава департамента. – Новое «строительство», достижение новых целей мы начинаем не на пустом месте. Региональной системе образования есть чем ответить столичным коллегам, решение плановых и стратегических задач, которые мы ставим ежегодно, приносит свои плоды.

День сегодняшний
Несмотря на существующие трудности, в регионе совершенствуется инфраструктура учреждений образования. За последний год введены в эксплуатацию школы в Нижней Пёше, Красном, Тельвиске. В Нарьян-Маре – здание детского сада «Ромашка» и теннисный корт во Дворце спорта «Норд». Для всех детей от трёх до семи лет доступно дошкольное образование. Предоставление межбюджетного трансферта из федеральной казны позволит построить в столице региона ясли на 60 мест для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет. В школах и детских садах осуществляется организация доступной среды. В школах Амдермы, Каратайки, Коткино, Нельмина Носа и Усть-Кары оборудованы кабинеты физики и химии, благодаря соглашениям об участии недропользователей в социально-экономическом развитии округа. При помощи нефтяников в образовательных организациях удалось установить высокотехнологичное оборудование для робоквантума и IT-квантума, 120 детей уже приступили к обучению по этим направлениям. В учреждениях профессионального образования появилось современное оборудование для проведения лабораторно-практических занятий, учебных и производственных практик.
В этом году планируется завершить строительство спортивного комплекса в Амдерме. В Красном, Коткино, Нельмином Носе, Нижней Пёше, Оксино и Неси они уже функционируют. В девяти сельских школах в этом году спортивные клубы получают поддержку из окружного и федерального бюджетов на приобретение спортивного инвентаря и оборудования.
При этом качество образования в регионе также имеет положительную тенденцию роста. В 2017 году округ занял третье место в рейтинге регионов по организационно-технологическому обеспечению проведения основного этапа ЕГЭ и вошёл в тройку регионов России, в которых Рособрнадзором не выявлены школы с признаками необъективных результатов всероссийских проверочных работ 2018 года. Регион поэтапно входит в цифровое образовательное пространство: учителя внедряют электронные средства обучения, школьники и родители привыкают к электронному образовательному контенту. С прошлого учебного года в городских школах действует система электронных дневников и журналов. Решается вопрос о поэтапном обновлении компьютерного оборудования в школах округа. Особое внимание отводится выявлению талантливых детей и молодёжи. Активно совершенствуется профессиональное образование.
Впервые в прошлом учебном году осуществлён набор трёх групп, обучающихся на условиях софинансирования (80 % окружной бюджет, 20 % – работодатели или обучающиеся), набирает ускорение региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia).
Год грядущий
нам готовит
В предстоящем учебном году продолжится строительство детских садов и школ в городе и окружных сёлах. Планируется заключение соглашения с образовательным центром «Сириус» по созданию центра по работе с одарёнными детьми. Для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья создадут условия для получения качественного образования на всех уровнях, будет внедряться национальная система профессионального роста педагогических работников.
– Предметом особого внимания должно стать повышение эффективности как учебной, так и воспитательной работы, – подчеркнул Илья Иванкин. – Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, воспитателей, учителей, других работников. Мы вместе должны сделать всё, чтобы ребёнку в любом образовательном учреждении было комфортно, безопасно, чтобы в свою школу или детский сад он шёл с радостью. Я поздравляю всех присутствующих с новым учебным годом, желаю вам творческих поисков и удач в вашей благородной педагогической деятельности.

 

Александр Цыбульский, врио губернатора Ненецкого автономного округа:
– Сегодня вопросы развития образования переходят в новую плоскость, более обширную, если не сказать – глобальную. Это уже далеко не просто уроки в школе или занятия в профессиональных учебных заведениях. В понятие «образование» вкладывается смысл длиною в целую жизнь.
Обеспечение самых маленьких жителей местами в яслях – не просто наша обязанность по их устройству, а в то же время возможность предоставить молодым родителям шанс продолжить или начать обучение. Поэтому мы, выполнив обязательства по устройству детей от трёх лет в детские сады, приступаем к решению другой проблемы – строительства яслей в Нарьян-Маре.
Качеству образовательной инфраструктуры в вопросах реализации государственной политики в сфере образования органы власти НАО уделяют сейчас особое внимание – с начала прошлого учебного года введены в строй две новые школы в Тельвиске и  Красном, детский сад на Авиаторов. В активную фазу вступили работы по возобновлению строительства школы в Индиге, продолжаем работы по возведению нового здания городской школы № 3. Это лишь часть тех проблем, которые нам удаётся сегодня успешно решать. Впереди – ещё больше задач.
Мы заключили контракт на проектирование школы-сада в посёлке Нельмин Нос, объявили торги на строительство детского сада в Неси, готовимся к строительству пришкольного интерната в Каратайке, школы-сада в Шойне и в Бугрино, детского сада в Хорей-Вере. Это объекты, решение о строительстве которых уже принято. К их числу относится и молодёжный центр в Нарьян-Маре – здесь тоже будут реализовываться образовательные программы, направленные на выявление и развитие талантов наших детей, подростков и молодёжи.
Следующим шагом в решении инфраструктурных проблем в образовательной сфере должно стать решение вопросов по строительству новых зданий средних специальных учебных заведений округа и коррекционной школы-интерната.
Строительство объектов образования стоит во главе угла работы органов власти по развитию всей системы образования в целом, потому что дальнейшее движение вперёд в обветшалых зданиях, кое-как приспособленных для занятий детей, мне представляется малоперспективным. У нас нет никаких сомнений в опыте, знаниях и профессионализме педагогов. Наша задача – создать условия, при которых у учителей, воспитателей, вспомогательного персонала будет желание и дальше добиваться новых профессиональных успехов. Ну и, что самое главное, у наших детей школа или сад должны ассоциироваться с новым, современным миром, куда им каждый день не нужно, а хочется пойти.

 

 

справка «НВ»
По состоянию на 1 сентября 2018 года функционирует 56 организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
22 детских сада (11 – в городской местности, 11 – в сельской), в них – 3 129 детей, 971 работник, в том числе 445 педагогов;
26 школ (8 – в городской местности, 18 – в сельской), в них 6 958 детей, в том числе 505 дошкольного возраста, 6 480 – школьного возраста, 1 638 работников, в том числе 753 педагога, из них 507 учителей;
3 профессиональные образовательные организации, в них 1 069 студентов, 251 работник, в том числе 91 педагог;
3 организации дополнительного образования, которые посещают 5 313 детей, трудятся 166 работников, в том числе 122 педагога.
Итого детей дошкольного возраста 3 634, школьников 6 480, студентов 1 069. Всего 11 183 человека.