Вы здесь

Кочевья голосуют досрочно

– Нам тоже надо голосовать, чтобы жизнь хорошая была, чтобы, если что, можно было обратиться к депутатам с какой-нибудь просьбой, – говорит Прасковья Вокуева

В Ненецком автономном округе идет досрочное голосование. В очередную поездку по стойбищам оленеводов вместе с заместителем председателя окружной избирательной комиссии Людмилой Таскаевой отправился корреспондент «НВ».

Раннее утро вторника выдалось туманным и сырым, но, по заверению метеорологов, на востоке округа, куда мы летим, солнечно и тепло. Территориальным и участковым избирательным комиссиям за дни досрочного голосования предстоит охватить огромную территорию – от ближайших к Нарьян-Мару маленьких селений до побережья Карского моря, островов, где располагаются полярные станции, а также нефтепромыслы и пограничные пункты. Отдельная забота на каждых выборах – оленеводческие хозяйства, разбросанные по необъятной тундре.

– Планируется осуществить более 20 авиарейсов воздушными судами Нарьян-Марского авиаотряда. Последние вылеты будут завершены накануне единого дня голосования, 17 сентября, – рассказывает перед полетом Людмила Таскаева.

Дозаправка на Харьяге, и через двадцать минут уже видны яркие домики национального поселка. В аэропорту Хорей-Вера вертушку ожидает добрая дюжина сельчан, в руках у них коробки и мешки с провизией для оленеводческих бригад.

– Родные проводят большую часть времени в тундре, стараемся с оказией передавать им гостинцы, – говорят встречающие. В вертолет грузят продукты.

– Вы еще собаку возьмите для наших кочевников. А это мешок специально для Лазаря, – кто-то дает последние наказы проводнику.

Михаил Терентьев не случайно стал сопровождающим, тундру знает как свои пять пальцев. Без его помощи вертолетчикам вряд ли удалось бы разыскать разбросанные по тундре чумы и стойбища оленеводов.

– Чумы, корали, оленьи упряжки – главные маяки. Порой не так-то просто найти постоянно кочующий аргиш, – говорит Михаил и на карте показывает экипажу точки, где сегодня бригады СПК «Путь Ильича» ждут избирательную комиссию.

Организовать голосование в тундре не так-то просто – надо учесть массу мелочей: в каком районе больше всего в это время года чумов, как лучше составить маршрут. Для избирателей предусмотрели даже мини-кабинки для голосования – все-таки оно по закону тайное.

Вертолет взмывает в небо. Через несколько километров первая посадка. Оленеводы предупреждены и ждут участковую избирательную комиссию. Чумы сложены, кочевники собрались ямдать на новое место.

– Нам тоже надо голосовать, чтобы жизнь хорошая была, чтобы, если что, можно было обратиться к депутатам с какой-нибудь просьбой, – говорит первая проголосовавшая Прасковья Вокуева.

– Помогать надо тундровику. К примеру, печка сломается, а печки не будет – как в чуме тепло будет? Или «Буран» сломается – не на чем к оленям ездить, на рыбалку, – рассуждает о тунд-ровых проблемах Иван Григорь-евич Вокуев. Затем долго изучает фамилии в бюллетене для голосования, твердой мозолистой рукой ставит галочку и опускает бюллетень в ящик для голосования.

– Мы хорошо отрабатываем эти дни, слаженно. Люди в нашей комиссии опытные, когда прилетаем в стойбище, каждый занимается своим делом: один списки избирателей сверяет, второй бюллетени для голосования готовит. Хорошо идет работа, – говорит Людмила Таскаева, когда мы возвращаемся в вертолет, чтобы продолжить маршрут.

Летим дальше. Через несколько километров снова посадка. На этот раз избирательным участком стал чум. Здесь свои пожелания будущим депутатам Государственной Думы.

– Чтобы квартиры давали тунд-ровикам в поселках, чтобы медицинская помощь была доступнее, – перечисляет Светлана Канева, – чтобы депутаты почаще приезжали к нам в стойбище, наши проблемы знали. Вообще, чтобы хорошо жилось, а в тунд-ре, знаете, жизнь-то непростая, тяжелая.

Сначала хозяйка чума долго изучает плакат с биографиями кандидатов по одномандатному округу, а уж потом идет в чум за бюллетенями. Отметки в бюллетене делает практически на глазах у всех. При желании можно, конечно, увидеть, за кого отдан голос, но этого никто не делает. Так не принято. Проголосовав, Светлана рассказывает, как налажен быт в стойбище:

– Мы в этом году даже вон там, на пригорке, картошку посадили, правда, она уродилась, как горох, но ничего, все равно вкусная. Грибов в этом году в тундре мало, а вот ягоды есть. Я обратно с вами полечу, мне в Хорей-Вер надо.

Среди жителей этого стойбища есть и впервые голосующий. Степану Каневу 21 год, он до этого еще ни разу не реализовывал свое конституционное право.

– Раньше все как-то не получалось, мой паспорт всегда был в поселке. В этом году документ специально взял, чтобы можно было проголосовать. Я считаю, что голосовать нужно. Наша бригада обсуждает предстоящие выборы. Надо, чтобы новая Государственная Дума закон об оленеводстве приняла, очень он нам нужен, чтобы национальное дело наше развивалось, крепло, – серьезно рассуждает молодой оленевод.

Следующая точка посадки выборного вертолета – возле кораля. Здесь всего один избиратель – молодой тундровик Николай Кузьмин:

– Мы о выборах, партиях и кандидатах знаем много. Нам регулярно «Няръяшку» привозят, читаем, интересуемся, в курсе всех новостей, от цивилизации не отстаем, – улыбается парень.

Николай долго над своим выбором не раздумывает, видимо, для себя точно решил, за кого отдаст свой голос. Вся процедура занимает считаные минуты. На этот день спецрейс избирательной комиссии закончен. Всего проголосовало 16 тундровиков. А ранее свое избирательное право реализовал 51 оленевод.

Вертолет возвращается в Хорей-Вер. Что и говорить, и с погодой в эту поездку повезло, и с проводником, да и чумы нынче стоят как никогда компактно – вот они, секреты успешного голосования. Каждый день вертолет избирательной комиссии облетает территорию в сотни квад-ратных километров. Обязательная посадка возле каждого чума, пусть даже он один на обозримом пространстве. Главное условие: до 18 сентября должен проголосовать каждый житель ненецкой тундры.


справка «НВ»

В досрочном голосовании на выборах депутатов Государственной Думы примут участие пять оленеводческих хозяйств и девять семейно-родовых общин, которые представили координаты кочующих бригад. Члены участковых избирательных комиссий побывают также на 23 месторождениях, в том числе на морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная».