Будущее культуры – в нас самих
С 15 по 17 октября в Нарьян-Маре прошли Дни французской культуры – совместный проект Ненецкой центральной библиотеки имени А.И. Пичкова, Французского института г. Санкт-Петербурга, Центра французского языка в Нарьян-Маре и компании «Тоталь Разведка Разработка Россия». В рамках проекта состоялась творческая встреча с писателем, журналистом Кириллом Приваловым. Перед ее началом Кирилл Борисович пообщался с журналистом окружной газеты.
– Здравствуйте, Кирилл Борисович! Вам уже приходилось бывать в нашем городе?
– Никогда не бывал в Нарьян-Маре! Но мне в свое время Саша Зайцев, который после института приехал сюда и работал главным редактором вашей газеты «Няръяна вындер», рассказывал об этом городе, почему он сюда приехал, и как тут чудесно. Во-первых, я представлял, что Нарьян-Мар будет больше. Во-вторых, я не ожидал, что он окажется таким уютным. Правда-правда, Нарьян-Мар очень уютный город для жизни! И чувствуется, что он развивается, здесь много интересных людей, живущих своей, достаточно интенсивной культурной жизнью. Знаете, что меня поразило? Я недавно приехал из Дагомыса, где у нас проходил традиционный фестиваль Союза журналистов РФ. Некоторые представленные там газеты выходят в небольших городках с населением тысяч тридцать тиражом в пятнадцать-восемнадцать тысяч, потому что каждый житель считает необходимым быть в курсе того, что происходит в городе. А здесь увидел тираж чуть больше пяти тысяч! Это непонятная для меня вещь, потому что газета хорошая, авторитетная. Выступать в такой газете для меня большая честь, я вижу, что там работают добротные, честные профессионалы, которые хорошо делают свое дело, а самое главное – любят свой край. Для журналиста вообще важны только две вещи: любить свое ремесло и любить свой край.
– Писатель сегодня – профессия не очень популярная. Почему некоторые люди продолжают выбирать ее?
– Отношения сегодняшнего мира с писателями – сложная проблема. Писательство раньше могло нас кормить, а теперь чаще всего нет. Вот сын нашего с Зайцевым приятеля, поэта Алексея Глуховского, Дмитрий, который написал «Метро», «Сумерки» и другие бестселлеры – он точно попал и может жить теперь на свои гонорары за книги, сценарии. А большинство писателей вынуждены где-то работать, чтобы прокормиться. С поэтами еще хуже. В свободное от творчества время «починять примусы» или постоянно выпрашивать какие-то гранты – это все-таки унизительно. Лишь некоторым удается жить независимо. Так, один мой приятель существует за счет того, что сдает свою квартиру, а сам живет в деревне. Как он выражается, выращивает там турнепс и пишет отменную прозу. Которая, к сожалению, читается весьма ограниченным кругом интеллектуалов.
– Получается, чем тоньше и качественнее стихи и проза, тем меньше они находят сегодня читателей?
– Да, мы с вами попали в такую эпоху, которая не жалует профессионалов во всех ремеслах. Надо жить, с одной стороны, имея деньги на квартплату, на врачей, на макароны с мясом. А для этого надо где-то работать. С другой стороны – надо работать для того, может быть узкого, круга ценителей, который тебя окружает. И при этом нельзя забывать о своей миссии. Преподавая в МГУ на факультете журналистики, я своим студентам все время внушаю, что они должны быть не просто примером – это общие слова и ничего не значат, но они должны формировать общественное мнение, формировать вкус. Мы сейчас в Москве пытаемся создать академию хорошего вкуса для того, чтобы объединить людей вокруг эстетства в лучшем смысле этого слова – и гастрономического, и поэтического, и косметического. Чтобы люди хорошо одевались, чтобы они хорошо пахли, регулярно ходили к парикмахеру. Мы живем во время, когда все мозги нам проела «попса».
– Не получится ли так, что через пару десятков лет это уже просто не для кого будет делать?
– Вот в этом-то вся и угроза. Поэтому на нас сейчас огромная ответственность. Во-первых, мы должны выжить. Во-вторых, сделать это все вместе, взявшись за руки, а не утопая в дрязгах, как многие наши творческие союзы. В-третьих, надо найти в себе силы адекватно работать, честно творить. Пусть не для широкого круга читателей. Но я глубоко убежден и в другом – не обязательно быть каким-то «страшным» интеллектуалом, писать только для узкого круга избранных, чтобы писать хорошо. Возможности есть, и все зависит от нас с вами.
На мой взгляд, сегодня русская духовность перемещается в провинцию из Москвы. Не Питер, не Москва являются центрами культурной жизни, а как раз вот эти многочисленные российские города и веси, которые живут сейчас своей достаточно насыщенной интеллектуальной жизнью. Ваш город еще раз подтверждает мой пример. Мы с активом Союза журналистов ездили по Волге: потрясающие интересные люди живут и работают в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Плёсе! Россия еще в эпоху смутного времени восстанавливалась благодаря глубинке, провинции. Сейчас такая историческая ситуация, что мы опять оказались на переломе времен. Мы думали, что когда пала Берлинская стена, все уже установилось, но нынешнее время приносит нам такие новшества, которых мы и представить себе не могли.
– Что бы ни говорили пессимисты, будущее у российской культуры, писателей, поэтов все-таки есть?
– Я убежден, что есть. Оно есть в нас самих. И это удивительно, что некоторые кричат: здесь не выживешь, надо «валить», и кто-то даже обосновался там. Я согласен с Захаром Прилепиным, который говорит, что надо работать здесь и жить здесь, и никто из нас нашу Родину не вытравит, потому что она в нас самих. Но я великолепно понимаю Владимира Набокова, и многих великолепных писателей того поколения, которых я знал сам во времена эмиграции, когда двадцать лет работал во Франции. Они уезжали от нужды, от боли. Я первым из советских журналистов интервьюировал Александра Солженицына.
– Но говоря о любви к Родине, мы разделяем понятия «Родина» и «государство»?
– На это я отвечу словами пророков-месмеритов, которые были достаточно мудрыми. Один из их тезисов звучит следующим образом: «История меняется, меняются историки, мы же исконны отсуть». Государство меняется, остается страна со своим языком. У нас удивительный богатейший, интереснейший, выживший во всех испытаниях, неагрессивный язык, который, может быть, процентов на тридцать состоит из славянских слов, но при этом настолько адаптировал другие языки в своем лоне, что теперь он является одним из богатейших. Нам с этим очень повезло!
Беседовала Тамара Дедковская
Инга Артеева
Город
То снится порою, то чудится мне:
Стою у скалы за песчаной горой.
У всех есть свои города из камней,
И тот, что я вижу, наверное, мой.
Сомненья и страхи тут тонут в песках.
И нет здесь друзей, и не встретишь врагов.
Есть небо. Есть камни. Есть Память-река.
И каждый – один у ее берегов.
Как воды ее глубоки и темны!
И манит она, и волнует меня,
Когда в шепотке серебристой волны
Забытых надежд голосочки звенят.
Мне нравится здесь. Никакой суеты.
А времени – вечность. Не стоит спешить.
Любые забытые в жизни мечты
Не поздно надеждой живой воскресить.
В том городе чувствую, помню, живу,
И память видений о нем – берегу.
И пусть я не вижу его наяву,
Но верить в него перестать не могу.
* * *
Октябрь-2014
Все прошло. И торжествуют, звеня,
Побелевшие ветра октября,
И, стучась в окно, волнуют меня
Сны простуженного вдрызг фонаря.
Было время, что пустых дней вода
Оставляла память сердца пустой.
Забывались имена, города,
Словно в жизнь я – не всерьез, на постой.
Все глумились, наводили тоску
Дни, несвойственные летней поре,
Серо мазали дожди по песку,
А теперь – извольте! – снег в октябре…
Очень жаль смотреть на гибель цветов
В белых шапочках – смертельные сны.
Все надежды заперла на засов
Зимовея –злыдня: спать до весны!
Все казалось – будет время пожить,
Все прочувствовать, понять – дайте срок!
В тонком небе ангел скручивал нить,
Становился все смешнее клубок…
Растем понемножку
Нашу коллегу Ольгу Крупенье приняли в Российский союз писателей. Членский билет и значок РСП ей вручили в Москве в торжественной обстановке.
Затем, там же состоялась встреча, на которой Ольга Петровна рассказала о себе и творческой среде Ненецкого автономного округа, о ЛитО «Заполярье», которому в этом году исполнилось 80 лет, подарила москвичам несколько альманахов нашего литературного объединения и журнал «Аврора», посвященный Ненецкому автономному округу.
Напомним, что Ольга Крупенье стала обладателем российской национальной литературной премии «Писатель года-2013» в номинации «Романтика». В будущем году в одном из московских издательств выходит новая книга прозы автора.
Служба новостей «НВ»