В нашем округе создан и активно действует проект «Заполярье без вредных привычек»
Он направлен на популяризацию здорового образа жизни и воспитание здорового поколения.
– И почему так странно всё в жизни устроено: привычки, причём самые приятные – они же и самые вредные! – такие мысли лезли непрошено в голову мне, шагающему на встречу с энтузиастами и неутомимыми пропагандистами здорового образа жизни. И шагал я, заметьте, в гостиницу «Заполярная столица». А что самое примечательное встречает здесь каждого буквально при входе? – Правильно, ресторан...
Здесь мы и встретились с руководителем автономной некоммерческой организации «Осознанное родительство. Здоровое и счастливое детство» Еленой Горелик и её соратником, гостем города Виктором Пономарёвым, экспертом и магистром педагогики, многодетным отцом.
АНО «Осознанное родительство. Здоровое и счастливое детство» более двух лет успешно проводит просветительские проекты для жителей НАО.
Первый мой вопрос к Елене Анатольевне:
– Каковы цели и задачи ваших проектов?
– Глобальная цель – это просвещение и передача знаний разным категориям населения (родители, педагоги, профильные специалисты, сотрудники силовых структур, участники СВО, дети) по самым актуальным темам современности через лекции и встречи с приглашёнными экспертами.
– Каких именно знаний?
– Учитывая высокие показатели употребления алкоголя в НАО, последствия употребления алкоголя, табака, вейпов у поступающих пациентов (как у взрослых, так и у детей), очень важно проводить информационную, просветительскую работу с населением. Поэтому был создан проект «Заполярье без вредных привычек», который одержал победу в конкурсе грантов от департамента внутренней политики НАО.
Его цель – пропаганда здорового и трезвого образа жизни, свободного от вредных привычек, защита традиционных семейных, духовных, нравственных ценностей, профилактика деструктивного поведения среди детей и взрослых.
На региональном уровне этот проект – вклад в реализацию национального проекта России «Продолжительная и активная жизнь» и национального проекта «Семья».
– А что вас подвигло на создание и что самое трудное в продвижении такого проекта?
– Уже много лет я работаю врачом-педиатром. В своей практике часто встречаюсь с последствиями потребления алкоголя. Когда, например, в приёмный покой привозят троих-пятерых детей из одной семьи, потому что родители осуществлять за ними уход не могут, находятся в состоянии алкогольного опьянения. То есть полиция по акту изъятия доставляет детей в больницу, мы госпитализируем их в детское отделение до момента, когда родителям разрешат их забрать.
Мы сотрудничаем с Росгвардией. В их отчётах указано, сколько алкоголя изъяли, на какие драки выезжали. В сводках прокуратуры – убийства на фоне алкогольного опьянения. И суммировав всё, я решила, что нужно бороться с эти злом. В проект «Заполярье без вредных привычек» приглашены три гостя. Один из них – Виктор Александрович Пономарёв.
– Виктор Александрович, чего по вашему мнению удалось достичь и что сделать ещё предстоит?
– Мне было бы приятнее на слух название «Трезвое Заполярье». Я понимаю трезвость как норму, как естественное состояние с самого рождения, когда у человека нет в организме ядовитых веществ: алкоголя, никотина, нелегальных каких-то препаратов, и нет ни малейшего желания их в себя вливать, вдыхать. Такое состояние – это очень большое преимущество в жизни. Как минимум бережёт от всяких бед, которые Елена назвала. У нас похожая картина в большинстве регионов. Если представить человеческую жизнь на графике, так сказать, жизненных возможностей, то сначала у человека всё есть, затем он скатывается на дно, а потом пытается выкарабкаться, если повезёт, и только после этого начинает здоровый образ жизни. Но это же нерационально. Ты начал с хорошими условиями, возможностями. Продолжай, развивай. Зачем опускаться на дно?!
– Ну, Виктор Александрович, никто же не преподаёт детям уроки нетрезвости и курения...
– Буквально – нет. Но дети-то ещё не травят себя, а в них уже заложены зачатки будущих вредных привычек и зависимостей. Дети видят, как это ярко подано в магазинах, в клипах, в фильмах, даже в мультфильмах бывают сцены распития и курения. До 18 лет их не подпускают к алкоголю, но можно сказать, что готовят. И как только наступает совершеннолетие, они мчатся в магазин, с удовольствием показывая паспорт. Некоторые начинают и раньше. А где вариант продолжать естественную трезвую жизнь с самого рождения? Трезвым родился – трезвым живи! Вот я этот лозунг и несу в массы.
– Это правильно. Но дети, подростки – они же такие активные, им энергию девать некуда, вот они и...
– Активность эта должна реализоваться в другом. Детям навязывают, что никотин и алкоголь – это круто. Хотя они могли бы проявить себя в спорте, в творчестве, в каких-то созидательных достижениях. Очень часто людьми, которые приобретают вредные привычки и зависимости, становятся не асоциальные личности, а изначально хорошие ребята.
– А что же делать?
– Что делать? – это правильный вопрос. Смысл в том, что мало родиться трезвым. Чтобы сохранить эту трезвость, она из естественного состояния должна стать сознательной – когда человек может фильтровать информационные потоки, видеть маркетинговые ходы фирм, алкогольных брендов, никотиновых изделий. Этому нужно учить. Трезвость как биологическая норма появляется с рождения, надо научиться её сохранять. Это задача всего общества. И самое главное: правильные законы нам нужны. Если мы будем заниматься профилактикой, а у нас ближайший магазин от школы – это алкомаркет, в котором продают и детские товары, то мы останемся на шаг позади. Надо действовать опережающе. Сильное государство должно установить порядок: не покупателям запрещать покупать, а торговым сетям запрещать навязывать свой товар. Производителям запрещать делать его таким ярким и красивым.
– Бытует мнение: запретят водку – люди начнут варить самогон. Так ли это?
– Приобщение к алкоголю идёт точно не через самогон. То есть сначала человек начинает с легального, лёгкого. Потом будет наращивать объёмы, а дальше перейдёт на самогон. Сейчас у нас сверхдоступность алкоголя, сверхнавязчивость, его полно в магазинах, он стоит дёшево, и тем не менее палёный алкоголь процветает. Потому что всегда находятся люди, что уже скатились на самое дно, и у них не хватает денег, они ищут что-нибудь подешевле. То есть, когда мы приучаем изначально к трезвой жизни, тогда самогон будет никому не нужен.
– В приснопамятные горбачёвские годы борьбы с пьянством было принято говорить о так называемой культуре пития. «Культурное потребление» вино-водочной продукции – это работает или...
– Когда мы говорим о просветительской деятельности, о трезвости, нам в ответ говорят, надо сначала культуру питья привить. Я таким людям отвечаю, что в нашей стране не хватает культуры трезвости. А культура питья – это просто инструмент по втягиванию детей в алкоголь. Подростку говорят, чтобы ты не спился, начинай культурно. И он начинает. Это родителей касается: нужно сохранить трезвость ребёнка и закрепить на уровне сознательности. Уберегите его от алкоголя, объясните, что это такое, подайте ему правильный пример.
– А у вас на родине ведётся подобная работа? То есть вы уже имеете определённый опыт, есть с чем сравнивать?
– Я приехал из Ростова-на-Дону. У нас есть общественная организация «Утверждение и сохранение трезвости. Трезвый Дон». Это очень просто расшифровывается. Трезвость есть – сохраняй её. Трезвости нет – утверждай, возвращай и живи трезво. Это касается и отдельного человека, и семей, и всего общества. Но тоже нужно с законами работать. Мы против запретов для покупателей. Мы понимаем, что если человеку создать благоприятные условия, не навязывать ему эти яды, то он выберет трезвую жизнь.
– Как вы, Виктор Александрович, пришли к мысли о необходимости, важности вашей нынешней работы?
– Человек к чему-то приходит не сразу, многие факторы в жизни на него влияют. Допустим, я помню, как в детстве мне мама показала по телевизору программу, где был гостем Фёдор Григорьевич Углов.
Наш великий хирург, который в возрасте более ста лет не просто жил, а жил полноценной жизнью, оперировал. Он был самым старым оперирующим хирургом в мире за всю историю хирургии. Фёдор Григорьевич отвечал прямо и очень легко на вопрос, как ему это удаётся. Говорил: «Так я же трезво живу, никогда ни грамма водки, вот у меня и руки не трясутся».
Вот этот пример мне привела мама. Одно слово, один образ, один пример. А у нас как происходит? Люди в 40 лет получают инфаркт. А я, к примеру, не особо тренируюсь, не спортсмен, но через несколько дней бегу марафон, понимаю, что у меня организм в принципе нормально устроен. В прошлом году без подготовки взошёл на Эльбрус. Я благодарю за это свою трезвую жизнь. Ну, конечно же, это роль наставников. Разумеется, человек может и сам интуитивно прийти к трезвости. Но, в основном, люди за кем-то следуют. И очень важно, кто окажется рядом.
– Читателям нашей газеты, а вашим потенциальным слушателям и последователям, хотелось бы, разумеется, узнать о вас побольше...
– Мне 40 лет. Занимаюсь общественной деятельностью, индивидуально работаю с зависимыми, провожу часть времени в командировках по разным регионам России, большую часть регионов уже посетил. Меня приглашают организовывать в том или другом городе трезвое общественное движение. Плюс веду широкую деятельность в социальных сетях, многие эту информацию черпают и меняются. Я абсолютно уверен, что трезвость – это легко достижимо, если есть правильный человек рядом.
– Какова ваша специальность? Помогает ли в сегодняшней деятельности?
– Первая специальность биологическая, второе образование – педагогическое. Направление магистратуры – профилактика химических зависимостей. Багаж есть теоретический, но самое главное я взял из практики. С 2010 года существует наша организация, и с 2012 года я психологопедагогическими методами работаю с зависимыми людьми. Это мне помогает находить разные примеры и даже очень положительные, когда люди, кодированные много раз, в которых уже никто не верит, начинали новую трезвую жизнь. Некоторые говорят, бывших алкоголиков не бывает, я считаю, ещё как бывает. Напротив, считаю, что все люди трезвенники, просто некоторые из них бывшие. И всем нужно вернуться в трезвую жизнь, даже если когда-то что-то пошатнулось. Это вполне реально.
– Что вы можетет рассказать о проекте «Трезвое село»?
– На Кавказе, допустим, во многих республиках магазины свободны от алкоголя, а в Чечне закрылся последний алкогольный магазин, потому что людям этого не надо. Вот это сознательность граждан. Такая сознательность проявляется, кстати, во многих регионах. В Бурятии, по примеру Якутии, появляется много трезвых сёл, также и в Свердловской области. Что такое трезвые сёла в Якутии? Я там бывал дважды. Люди голосуют на сходе за то, чтобы на их территории не продавали алкоголь. Сами люди, не администрация им навязывает. Без поддержки общественного мнения, без поддержки жителей, этот закон работать не будет.
– Осуществляется ли поддержка безусловно важного начинания на окружном уровне? Вопрос, видимо, к руководителю проекта – к вам, Елена Анатольевна.
– К нам приедет Елена Колесникова, она юрист, активный участник продвижения трезвости в регионах России. С её помощью внедрялся проект «Трезвое село Якутии», который показал хорошие результаты снижения смертности, снижения ДТП, рост рождаемости, продолжительности жизни. И мы хотим представить эту программу на рассмотрение губернатору региона, депутатам, главам муниципалитетов. Хочется, чтобы у нас тоже получилось сделать трезвые сёла НАО.
– Какие, может быть, и не совсем приятные цифры можете озвучить?
– В предыдущем году мы были на втором месте по потреблению алкоголя на душу населения в стране. Сейчас уже приходят отчёты, из которых следует – у нас первое место. Это официальная статистика Минздрава. Об этом «кричит» и количество алкоголь-ассоциированных заболеваний – это цирроз печени, панкреатит, алкогольная полинейропатия, инсульты, инфаркты, онкология, потому что алкоголь – фактор риска этих заболеваний. Курение – это тоже фактор риска: рак лёгких, хобл, такая болезнь курильщиков.
Если мы начнём говорить про трезвость, люди будут постепенно приходить к сознательной трезвости, то представьте, сколько освободится ресурсов у врачей, насколько поднимется экономика, рождаемость – повысится потенциал для развития региона. Детский дом опустеет – дети будут в семьях.
Хотелось бы призвать земляков: присоединяйтесь к трезвому выбору. Нам нужно сообщество единомышленников, соратников, тех, кто поддерживает нас, поддерживает трезвый образ жизни, чтобы выражать общественное мнение.
…. На этой высокой ноте позвольте и закончить это интересное интервью – моим собеседникам уже пора бежать на очередную встречу. А на кухне ресторана по-прежнему раздавались характерные звуки приготовляемого вечернего пиршества, но теперь этот призывный прежде звон бокалов не казался мне столь привлекательным почему-то…



