Вы здесь

Важен лишь день сегодняшний

Любовь Матвеевна Торопова более двадцати лет работала учителем в качгортинской школе / Фото из личного архива героини материала

Ветерану Великой Отечественной войны педагогу Любови Матвеевне Тороповой исполнилось 95 лет.

Взгляните на эти фото. Может кто-то из вас, уважаемые читатели, узнал своего дорогого учителя? Увы, сама Любовь Матвеевна уже вряд ли вспомнит лица учеников, коллег, с кем трудилась в нарьян-марской школе № 5. 

Кажется, из памяти кто-то ежедневно безжалостно, отчаянно вырывает страницы летописи жизни. Когда голова покрыта сединою, страшно вернуться в возраст младенца...

– Сколько тебе лет, тётя Люба? – ласково, как с ребёнком, разговаривает с ней племянница Татьяна.

– Для меня неважно, сколько мне лет, – сердито отвечает Любовь Матвеевна. И, чуть поразмыслив, добавляет: – Мне важен лишь день сегодняшний.

Когда есть настроение и ум особенно светел, пожилая учительница читает стихи на­изусть, с вдохновением цитирует «Руслана и Людмилу» Александра Сергее­вича Пушкина. Рассуждает:

– Нет, не всё природа продумала. Человек уже не может, но живёт. А молодые умирают...

 

Расскажи мне обо мне

 

С такой просьбой Любовь Матвеевна обращается иногда к племяннице. 

Уже несколько лет родственники – племянница Татьяна и супруга брата Анна – присматривают за любимой тётушкой. Поддерживают в доме чистоту, кормят и занимаются с ней физкультурой. 

Три года назад ветеран сломала шейку бедра, перенесла сложную операцию. Но благодаря заботе близких и грамотным действиям специалистов, встала, правда, на ходунки. 

– Я ей рассказываю: «Тётя Люба, ты была учителем русского языка и литературы, работала завучем. Ты грамотная, начитанная. Посмотри, сколько у тебя книг». Она удивляется: «О, так я умная!». А иногда не верит: «Не смеши! Чему я могла детей научить?», – говорит Татьяна.

…Родилась Любовь Матвеевна Торопова в 1930 году в Усть-Цильме. Мама, Агафья Ивановна, и папа, Матвей Тимофеевич, были староверами, людьми труда. 

Семья была большая, крепкая, семь детей: три сына – Иван – Герой Советского Союза (звание присвоено посмертно), Евгений – участник Великой Отечественной войны, Андрей и четыре дочки – Евдокия, Ангелина, Любовь и Анна.

– В годы войны, подростком, тётя Люба и работала, и помогала родителям нянчиться с младшей сестрёнкой Аней, ей в то время было всего три года. Рассказывали, зимой дома было так холодно, что ноги примерзали к полу. Мама уйдёт, оставит девочкам хлеб. Любе накажет: «Это дашь сейчас, а кусочек оставь Ане к утру». А малышка бегает, есть-то хочется, канючит: «Дай, дай к утру». Люба даст, а на утро есть нечего –
сестра плачет, – пересказывает племянница.

 

Посвятила жизнь знаниям

 

Прошло время. Дети Агафьи Ивановны и Матвея Тимофеевича Тороповых создали свои семьи. Только красавица Любовь посвятила себя учёбе. Сначала поступила в Нарьян-Марское педагогическое училище, два года преподавала в начальных классах Пешской школы. 

В 1953 году была зачислена в Архангельский пединститут, успешно окончила его. По распределению поехала в школу Верхней Тоймы, а затем вернулась в Нарьян-Мар. Стала учителем русского языка и литературы в школе № 5, где проработала более 20 лет. 

– Я сама училась в пятой школе. У меня тётя Люба не преподавала, но однажды заменяла учителя, когда наш заболел. Она была строгой, я даже боялась: как бы меня не спросила. Но, когда она вызвала меня к доске, я ответила хорошо, получила четвёрку, – делится детскими переживаниями её племянница Татьяна. 

 

Профессионал своего дела

 

Близкой подругой Любови Матвеевны стала Светлана Леонидовна Неверова. Она пришла работать в школу № 5 учителем математики в 1969 году.

У них была большая разница в возрасте, но общались легко. Дружили втроём: Любовь Матвеевна, Светлана Леонидовна и Татьяна Фёдоровна Фофанова. 

– Люба была доброй, открытой, правильной и настоящей. У неё можно было многому научиться как в работе, так и в каких-то жизненных вопросах, – вспоминает Светлана Неверова. – Была профессионалом. Ученики её слушались, коллеги уважали. Выпускники вспоминали с благодарностью. Знаю, что её ученица Тамара Поздеева много лет писала ей, своему учителю, письма. 

С теплотой рассказывает о коллеге и Евдокия Егоровна Зай­цева. Она пришла работать в школу в 1962 году, была пионервожатой:

– В то время Любовь Матвеевна была завучем. Руководство школы посещало уроки молодых педагогов, а потом на педсоветах наши наставники разбирали занятия. Учили, как выстроить работу. Объясняли всё по-доброму, понимали, что новичков надо не только поправлять, но и вдохновлять. Любовь Матвеевна всегда говорила спокойно, я никогда не слышала, чтобы она на кого-нибудь повысила голос. Разбирала каждый урок вразумительно, всё раскладывала по полочкам. 

 

Умела научить

 

С благодарностью вспоминают Любовь Матвеевну её воспитанники. Среди них – и главный редактор «Няръяна вындер» Галина Евдокимовна Торцева:

– Учитель изящной словесности – именно так хочется сказать о Любови Матвеевне Торопой. На первый взгляд строгая, всегда в деловых костюмах без всяких там рюшей и излишеств, с гладко причёсанными волосами, она преображалась на глазах, когда рассказывала нам о поэтах, писателях и читала произведения Пушкина или Лермонтова. Чаще – наизусть. И мы видели вдохновлённого человека с горячим сердцем, влюблённого в литературу, свой предмет и владеющего искусством красноречия.

Галина Евдокимовна рассказывает, что уроки Любови Матвеевны оставили яркие впечатления: герои книг словно оживали, и ты оказывался в центре происходящих событий, переживал непередаваемые эмоции. 

Педагог умела так грамотно, красиво и убедительно излагать свои мысли, что ученикам невольно хотелось говорить так же. И они стремились к этому. 

Для сочинений она давала темы, над которыми надо было подумать, поразмышлять. И ребята с интересом это делали, старались давать волю своим мыслям и фантазиям. 

– Помню, на одном из уроков Любовь Матвеевна сказала: «А теперь я приведу пример, как надо писать сочинение» – и прочитала всю мою творческую работу. Я, конечно, смутилась, но позже осознала, что гордилась этим фактом. И, кстати, никто из одноклассников потом не подтрунивал надо мной. Возможно, потому, что наш наставник пользовалась авторитетом у учеников, – продолжает главный редактор «НВ». – Премудрости русского языка она знала основательно – и знания по этому предмету давала основательные. Скромная, милая, она, возможно, и не знает, как много выпускников благодарны ей за эти знания и боготворят своего Учителя с большой буквы.

С теплотой говорит о любимой учительнице и Андрей Михин. Её занятия он называет уроками мудрости:

– Она любила нас, своих учеников, с теплотой и искренностью. Возможно, потому, что её поколение знало цену дружбе, умению держать обещание, а сострадание и милосердие они познали с детства. Любовь Матвеевна умела находить ключик к самому нерадивому ученику. Впрочем, нерадивых у неё не было. Были те, кого не долюбили в семье: к таким ершистым у педагога был свой особый ключик. Дети не только писали удивительные сочинения, но и посвящали учителю стихи. Так они благодарили Любовь Матвеевну за терпение, любовь и доброту. Мне запомнилась способность Любови Матвеевны подавать самый трудный материал легко, в виде игры – не было потребности повторять новую тему дома.

Любовь Матвеевна была наставником и для Татьяны Павловны Окладниковой, сейчас она сама педагог высшей категории. А тогда Таня только вернулась в округ после окончания Ленинградского пединститута: полна энергии, с горящими глазами. 

– Это был уникальный случай! Любовь Матвеевна в тот год выходила на пенсию, а я пришла на её место. И она без нотки ревности, обиды, с такой щедростью и великодушием передавала мне мастерство. В своих выпускных классах вела для меня открытые уроки: я сидела на задней парте, а она учила и ребят, и меня. Какой ещё молодой педагог может похвастаться таким подарком судьбы? Я сама уже не одно десятилетие отдала делу обучения подрастающего поколения и убеждена: моя педагогическая деятельность сложилась успешно благодаря старту, который дала Любовь Матвеевна, – говорит Татьяна Окладникова.

Она вспоминает, как пора­зили её глубочайшие знания русского языка, которыми обладала Любовь Матвеевна и которые с такой щедростью отдавала детям:

– Я думаю, что нынешние, уже взрослые её выпускники, до сих пор ей благодарны за грамотный, правильный русский язык. Она умела научить. А это – ценнейшее качество любого педагога.

Желаем Любови Матвеевне долгих лет жизни, крепкого здоровья, радости каждого дня и внимания близких людей!