На митинге в память об оленно-транспортных батальонах побывали члены землячества «Изьватас». Дети войны принесли с собой фотографии отцов, которые воевали на фронте.
Серафима Адаменко всегда с болью в сердце вспоминает суровые военные годы:
– На моем поколении война оставила кровавые рубцы. Я не могу без волнения и слез говорить об этом, хотя с тех дней прошло много лет…
Ее отца – Василия Ивановича Канева – призвали на фронт в мае 1942 года. Симе тогда было всего два годика. Семья жила в селе Сизябск Ижемского района Коми АССР. Отец долгие годы трудился бригадиром-оленеводом в тундре. На войну он ушел в составе оленно-транспортного батальона. Так случилось, что маленькая Сима с братом не дождалась своего отца, а их мама – мужа. Василий Иванович пропал без вести.
Глядя в прошлое, Серафима Васильевна вспоминает:
– Учиться в военные годы приходилось в исключительно трудных условиях. В школу ходили кто в чем. Некоторые дети из одной большой семьи зимой из-за нехватки обуви посещали школу по очереди. В школе не было электричества, зимой писали и читали при керосиновой лампе. Часто и керосина не было. Школьных принадлежностей не хватало. Приходилось даже писать между строками старых книг и газет.
Учителя рассказывали детям об ужасах войны. Читали и говорили о героях. Сами ребята приобщались к чтению с малых лет. Из книг узнавали о подвигах солдат, ненавидели фашистов. Но, несмотря на тяжелые условия жизни, учились прилежно, вступали в октябрята, в пионеры, в комсомол, работали, помогали старшим ковать Победу.
Учебный год в то время начинался с 1 октября. До этого дети и учителя трудились в колхозе. Работать приходилось не только летом и осенью, но и во время зимних и весенних каникул. Младшие школьники осенью собирали колосья и сдавали их на колхозный склад. Дети постарше и учителя работали на жатве, зимой – на вывозе навоза, весной – на заготовке корма для животных. На санках возили ветки ивы и снимали кору для скота. Работали добросовестно под лозунгом: «Все для фронта, все для победы». Жили с надеждой на будущее и ждали окончания войны, мечтали наесться хлеба…
О войне говорить не любил
Есть и другие истории, которые сложились в коми-семьях. Про своего дедушку-героя Илью Прокопьевича Канева поведал ученик школы п. Красное Илья Слёзкин.
Его дедушка родился 2 августа 1924 года в селе Нижняя Пёша. Семья была большая, он был седьмым ребенком, кроме него было еще шесть сыновей и одна дочка.
Во время коллективизации их семью раскулачили и отправили в Коми АССР, в деревню Диюр. Отца отправили в Новый Бор, где он вскоре скончался. Семье пришлось нелегко, вся ноша легла на плечи детей.
По рассказам Ильи Прокопьевича, они, будучи детьми, сами ходили за плугом, сеяли рожь, во всем заменяя отца. Но несмотря на все трудности, не унывали. Илья с детства слыл улыбчивым, дружелюбным и очень добрым мальчиком. Его даже так и называли – добрая душа. В семилетнем возрасте пошел учиться в начальную школу, учеба давалась ему легко, и он доучился до 9-го класса.
Вырос, женился на местной девушке по имени Анна. У них родился сын, назвали его Владимиром.
А когда Илье Прокопьевичу исполнилось семнадцать лет, началась Великая Отечественная война. Ненецкий округ работал не жалея сил и ресурсов. Оленеводы, рыбаки, охотники, рабочие и колхозники становились настоящими героями, вложившими свой негромкий подвиг в народное авторство Великой Победы.
В военкоматы в первые дни войны поступали сотни заявлений от добровольцев, просьба была одна – отправить на фронт, в действующую армию. Партии мобилизованных отправлялись одна за другой: и зимой, и летом. Летом команды призывников уходили, как правило, на пароходах по морю. Зимой новобранцы добирались до ближайшей железнодорожной станции Ираель.
В восемнадцать лет Илью Прокопьевича направили на курсы стрелков. Все его братья тоже были призваны на войну. Сердце матери не выдержало, она скончалась 2 мая 1942 года.
Военную присягу он принял 15 декабря 1942 года при 10-м стрелковом полку. Воевал до 1945 года рядовым стрелком, рядовым автоматчиком, рядовым сапером.
Илья Прокопьевич Канев прошел всю войну и дошел до Венгрии.
Из его воспоминаний: «Однажды наш полк попал под обстрел фашистских минометчиков. Мы с боевыми товарищами просидели в озере Балатон семь часов. Многие в этой мясорубке были убиты и ранены. Здесь практически все солдаты потеряли свои документы, в том числе и я».
Вспоминая боевых друзей, убитых на его глазах на расстоянии вытянутой руки, он со слезами на глазах говорил: «Господи, как мне повезло!»
Самого его смерть царапала два раза: в шею и в ногу, но для молодого здорового парня это было пустяком.
Много говорить о войне Илья Прокопьевич не любил: «Хорошего о войне не скажу ничего, а к плохому добавить что-то трудно, мне омерзительна та легкость, с которой там убивали людей».
Выжить помогла тундра
Любил Илья Прокопьевич говорить, что преодолеть и выжить в этой кровавой войне во многом ему помогла тундра. Знал, как себя держать в мороз, как не задубеть насмерть в мокрой одежде.
Когда Илья Прокопьевич воевал сапером в отдельном воздушно-десантном саперном батальоне, на работу приходилось выходить по ночам небольшими группами. Минировали поле тихо и аккуратно. Чуть шум – и пулеметная очередь свистит над головами.
После войны приехал домой, но прежней семьи не получилось. И Илья Прокопьевич уехал в Нарьян-Мар. Его направили работать в Красный чум, там он учил детей и малограмотных оленеводов. В 1947 году в тундре, возле села Тельвиска, женился он на Елизавете Фёдоровне Соболевой. А так как она была дочерью оленевода, вместе с женой он уехал в тундру, где и проработал до пенсии в колхозе «Харп». Всего у Ильи Прокопьевича было 11 детей.
Почти всю свою трудовую жизнь он проработал бригадиром в оленеводческих бригадах. И всегда рядом с ним была его верная спутница жена, которая делила вместе с ним все суровые трудности тундровой жизни.
В 1983 году Илья Прокопьевич вместе с семьей переехал в поселок Красное, перешел на оседлый образ жизни. Помогали с женой детям растить внуков. И прожили в мире и согласии с Елизаветой Фёдоровной пятьдесят шесть лет, отпраздновав золотую свадьбу.
На семьдесят седьмом году жизни у Ильи Прокопьевича открылась старая рана на ноге, началась гангрена. Пришлось ампутировать левую ногу. Но и это не сломало его, он продолжал оставаться жизнелюбивым человеком, никогда не унывал.
А 8 сентября 2003 года скончался.
* * *
С каждым годом участников войны становится все меньше и меньше. Свидетели тех страшных времен – дети войны – надеются, что их потомки никогда не узнают ужасов, которые приносит человечеству война. Они надеются и верят в мирную счастливую настоящую и будущую жизнь.
Подготовлено землячеством «Изьватас»