Вы здесь

Зарисовки из почты

Письмо читателя «НВ» / Фото Инги Артеевой

В редакционной почте – вновь письмо Николая Степановича Чуклина. На этот раз он делился с читателями ценными воспоминаниями о непростой, но всё равно счастливой жизни минувших лет.

 

Наши деды из Сопки

Это мои воспоминания о наших дедах. Иван Иосифович Чуклин, Афанасий Николаевич Филиппов, Андрей Иванович Чуклин жили в деревне Сопке. Весной они уходили рыбачить на реку Танюй, что впадает в Голодную губу.

Летом трудились на сенокосе, косили траву, метали в стога сено. Осенью ловили сёмгу, сигов, нельму, пелядь, щуку.

Когда наступала зима, уезжали на рыбучастки, где ловят навагу. Вернувшись с промысла, недолго отдыхали, дома было много забот. А ещё надо было подготовить ловушки, сплести силки для охоты на куропаток.

Однажды мне пришлось видеть небольшую сцену встречи наших дедов. Это было где-то в феврале, картина та заворожила меня и врезалась в память.

В то время у нас не было рюкзаков, и всю добычу привязывали к поясу. Так и несли. Можете представить, как выглядит охотник с белым поясом из куропаток?

Если один из дедов приходил с обхода силков первым, он дожидался другого. А затем у них была долгая дискуссия, кто больше выловил куропаток. Это надо было видеть: они говорили громко, размахивали руками, а затем оставляли свои широкие самодельные лыжи (нунды) и шли домой счастливые, с раскрасневшимися лицами.

Дома их ждали хозяйки с блинами, пирогами, парным молоком, а ещё – русская печь, на которой они с удовольствием могли погреть свои старые косточки.

 

Айсберги

Находясь в море на промысле рыбы, я часто выходил на верхнюю палубу и наблюдал за восходом солнца. Сначала его лучи как бы выходили из океана и окрашивали небо в оранжевый цвет.

В том районе, где находилось наше судно, я увидел три больших белых айсберга. Они были одной высоты и выглядели как три тёмные вершины гор, но когда выходило солнце, то начинали играть всеми цветами радуги.

Это было так завораживающе, что можно было долго любоваться. Но картина эта менялась очень быстро.

Сначала в яркий цвет окрашивалась вершина одного айсберга, самого высокого. Он переливался как изумруд в кольце на пальце девушки. Затем загорались и два других, но, к сожалению, любоваться этой красотой можно было только несколько секунд.

Солнце поднималось очень быстро, краски лишь касались трёх снежных истуканов и таяли в море, а наше судно уходило всё дальше от айсбергов, и вскоре они стали совсем не видны в дымке горизонта.

Вот и такие красивые встречи бывают, но видеть удаётся не каждому. А если и увидели, то важно оценить эту красоту.

 

Николай Чуклин,
г. Нарьян-Мар