Вы здесь

Возьми гитару – она расскажет

С гитарой по жизни / ФОТО МАРИИ АПИЦЫНОЙ

Теория и практика музыкальной педагогики

 

Как разглядеть в ребёнке талант? Дружит ли Бах с попсой? Юрист или гитарист? Ответы на эти вопросы знает Ольга Родионова – выпускница, а теперь преподаватель
нарьян-марской Детской школы искусств по классу гитары.

Уроки, репетиции, выступления – вписаться в плотный график жизни педагога непросто. Встретились субботним вечером в рестобаре «Кочевник» после концерта семейного дуэта Анны Акимовой и ученика Ольги Вячеславовны – Алексея Питалова.

Космическая игра Алексея и виртуозное пение Анны привели зрителей в восторг. Музыкантов долго не отпускали, «бисировали». Представьте гордость и удовлетворение наставника, который дал старт таланту и теперь наблюдает его триумф!

 

Ольга Вячеславовна, cегодня мы услышали много импровизаций и вариаций гитарной игры. Было впечатление, что звучит домра, фортепиано, ударные. Как достичь такого уровня исполнительства?

 

– Говорят, что гитара – это музыкальный оркестр, она может показать любые инструменты. Алексей много импровизирует. Он знает тему и в нужный момент развивает её, солирует. Это не только гитарные «фишки». Нужно знать определённые ходы, пентатонику, сольфеджио. Хороший музыкант в совокупности владеет практикой и теорией.

 

Двести лет назад Василий Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя…». Вы можете адресовать такие слова Алексею?

 

– Конечно! Лёша пришёл ко мне в 12 лет, а через полтора года был вне зоны досягаемости других детей. Когда он поступал в музыкальное училище в Архангельске, я написала своему учителю Александру Богданову, чтобы тот обратил на него внимание. Александр Борисович не придал значения моим словам, но, когда увидел Лёшу, удивился уровню его подготовки.

 

Лучшая награда учителю, когда ученик идёт по его стопам. После окончания училища Алексей остался там преподавать. Теперь вы общаетесь как коллеги?

 

– Говорят, «одно ухо хорошо, а два лучше». Алексей проводит для моих детей мастер-классы, работает над техникой, звуком, сложными моментами. Ева Кожевина и Арсений Терентьев, другие одарённые дети занимаются с ним индивидуально.

 

На недавнем открытом региональном конкурсе исполнителей на народных инструментах в Архангельске ваши ученики в очередной раз получили букет наград. Чем удивляете жюри?

 

– Каждому ребёнку я подбираю конкретную программу, которая раскрывает его на сто процентов. Если он технически развит, – даю технически сложное произведение. Если у него хороший звук, он глубоко мыслит, – предлагаю более медленное, кантиленное. Там можно показать глубину звука, крутое легато. («НВ»: Легато – плавный переход от одного звука к другому). На гитаре его можно добиться только качественным исполнением.

 

Зачастую даже опытные музыканты на публике теряются. Как научить детей не волноваться на конкурсах?

 

– За несколько месяцев до конкурса дети в концертных костюмах выступают дома перед родителями или в музыкальной школе – перед одноклассниками и педагогами, будто это конкурсное жюри и публика.

Есть ещё «фишки». Например, исполнять Баха или сложную сонату в наушниках, где звучит рок или попса. Сложность в том, что слышишь одно, а играешь другое. Это выступление мы записываем на видео, а затем смотрим, ищем недочёты. Часто работаем с метрономом.

Упражнения учат сосредотачиваться на произведении, не обращать внимания на внешние помехи, отключаться, чтобы пальцы сами вспомнили нужное.

В чём практическая польза конкурсов?

 

– Это определённая ступенька в музыкальной карьере. Так, в Санкт-Петербурге на всероссийском конкурсе «Виртуозы гитары» сразу заметили Глеба Колтакова. Пригласили в специализированную музыкальную школу, но он остался в Нарьян-Маре. Решил, что будет юристом, но с гитарой не расстанется всю жизнь.

 

Правда, что вы были первой ученицей по классу гитары и с вас буквально началась детская гитарная эпоха в Нарьян-Маре?

 

– Я поступала на фортепиано, по ритму и интонации проходила, но не слышала, сколько звуков в музыкальной фразе. У меня были длинные для своего возраста пальцы. В качестве эксперимента решили обучить меня игре на гитаре. Занималась со мной Наталья Владимировна Яшенева. От директора прятали, тогда работал Юрий Васильевич Козицын. Его поставили перед фактом на академическом концерте. Я вышла и сыграла. После этого открыли гитарный класс.

 

Много детей выбирают гитару?

 

– По классу гитары самый серьёзный конкурс. Приходит много талантливых детей, но взять всех невозможно. В школе пять педагогов по гитаре. Всего 60 учеников, у меня 20. Беру только ритмичных детей. Сначала два-три месяца подготовки. Если вижу, что толк будет, советуюсь с родителями и вместе принимаем решение о поступлении. Обязательно должно быть триединство: педагог – ребёнок – родители.

Что помимо способностей нужно, чтобы преуспеть в учёбе?

 

– Хороший инструмент – половина успеха. Часто родители покупают акустическую гитару, но она не годится. Нужно хотя бы испанскую Alhambra. Ребёнок понимает, что в него вложили деньги, относится по-другому к занятиям.

Чтобы купить мне достойный инструмент, папа поехал на заработки в Амдерму. Ловил рыбу несколько месяцев. Гитару специально под мою руку сделал в Москве мастер Владимир Ажикулов. Стоила она 600 рублей, баснословные по тем временам деньги, зато до сих пор мне служит. Недавно ездила к мастеру, подремонтировала, и гитара снова в деле.

 

Не каждая семья может приобрести профессиональный инструмент для ребёнка. Как быть в таком случае?

 

– Хочу похвастаться. С недавнего времени я работаю в центре для одарённых детей «Маяк». Специально для юных гитаристов там были приобретены 24 концертные гитары фирмы Alhambra. Стоимость каждой – около 150 тыс. рублей. С этими инструментами мы ездили на конкурс в Архангельск. Два моих ансамбля гитаристов заняли там первое и второе место. Жюри, педагоги, музыканты и зрители отметили благородное звучание инструментов.

 

– С вами сложно было договориться о встрече. Очень заняты в школе?

 

– У нас две программы: общеразвивающая (1,5 часа в неделю), предпрофессиональная (2 часа в неделю). Это индивидуальные уроки с каждым ребёнком. Остальное время дети занимаются сами. Надо ежедневно играть по два-четыре часа. А если готовишь ребёнка на конкурс, ещё больше. Кроме этого, у меня оркестр гитаристов 20 человек и два ансамбля – «Вдохновение» и новый – из малышей.

 

Вы «играющий тренер». Это способ держать себя в тонусе?

 

– Чтобы быть на высоте, надо много репетировать. Как у спортсменов: если не тренируешься, тело тебя не слушается. На конкурсе в Архангельске педагоги ДШИ выступали наравне с ребятами. С моей коллегой и подругой Ириной Пудовкиной провели эксперимент. Сыграли дуэтом три произведения и заняли первое место среди ансамблей. Члены жюри сказали, что домра и гитара очень совпадают, отметили профессиональное исполнение.

 

Что играли?

 

– Одно из произведений – «Горячее солнце Востока» Сергея Гаврилова. Музыкант живёт в Минске, мы с ним общаемся, отправляем видео, он их размещает в соцсетях. Сергей подарил нам несколько сборников.

 

Какие у вас ориентиры в гитарном искусстве? С кого «снимаете кальку»?

 

– Раньше слушала Пако де Лусия, для меня он был эталоном, сейчас – Романа Зорькина, Евгения Финкельштейна. У нас хорошая гитарная школа в России. Влюблена в исполнение Ровшана Мамедкулиева. Он приезжал в Нарьян-Мар на летнюю творческую школу, давал мастер-классы. Мои ученики были на его концертах, общались в неформальной обстановке.

 

Ваш успех вдохновляет учеников, добавляет авторитета?

 

– Мы с ребятами большие друзья. Если ребёнок приходит в плохом настроении, не буду мучить его уроком. Поговорим по душам, попьём чаю. Способные ученики помогают мне, берут шефство над менее сильными, подтягивают их.

 

За 26 лет педагогической работы что-то принципиально изменилось?

 

– Появилось много нотной литературы. Раньше мы были ограничены в нотных сборниках и произведениях. Интернет помогает. Дети приносят произведения, которые хотят сыграть. Смотрим в сети, как их исполняют профессионалы. Разбираем ноты, доводим исполнение до нужного состояния.

 

Не боитесь профессионального выгорания?

 

– Ирина Олеговна не даёт заскучать, мотивирует новыми идеями. «Музыкальная гостиная», конкурсы, концерты. Я в отличной исполнительской и педагогической форме. Люблю танцевать зумбу, люблю путешествовать. Жду лето, чтобы вновь отправиться в путь.

 

Беседовала Ирина Коткина