Вы здесь

Ненецкие рыбаки готовятся к большому плаванию

Алексей Дитятев: «Мы рассчитываем, что новое судно выйдет на промысел в конце 2016 года»

Об этом разговоре с председателем Ненецкого рыбакколхозсоюза Алексеем Дитятевым мы договаривались давно. Но разговор все откладывался. Руководство предприятия вело сложные и долгие переговоры, в том числе в столицах. Разрешение ситуации то приближалось, то снова отодвигалось. И вот, наконец, долгожданное событие состоялось. О нем мы и беседуем с Алексеем Дитятевым в его кабинете.

– Алексей Алексеевич, вы уже не раз говорили о необходимости обновить флот, который ведет промысел в Баренцевом море. Можно ли поздравить вас и ваших товарищей с тем, что процесс пошел?

– Да, можно сказать, что состоялось судьбоносное для нас событие. Мы наконец-то подписали договор с банком «ВТБ» о выделении Ненецкому рыбакколхозсоюзу кредита на постройку рыбопромыслового судна. Переговоры велись больше двух лет. Теперь в течение месяца мы оформим все документы, переведем деньги судостроителям и уже в мае судно будет заложено на верфи города Стамбула в Турции. Завершение строительства запланировано на конец 2015 года. Мы, председатели ненецких рыболовецких колхозов, решили назвать его «Печора».

Первый год эксплуатации нового судна будет переходным. Его нужно будет принять у судостроителей, перегнать в Мурманск, зарегистрировать. Как показывает практика, три-четыре месяца понадобится на его освое-ние командой, отработку всех операций, на устранение недоделок. Нужно просто научиться на нем работать. Рассчитываем, что полноценно новое судно выйдет на промысел в конце 2016 года.

Желание обновить флот было у нас давно, можно сказать лет двадцать. Мы поддерживали наши суда в нормальном состоянии, постоянно их модернизировали, но чем дальше, тем все очевиднее становилось, что без кардинального решения вопроса не обойтись. Все наши три судна построены еще в советские времена. После постройки нового судна мы собираемся списать два старых.

– Почему для постройки судна была выбрана именно эта фирма, а не российская?

– Сейчас в России постройка рыбопромысловых судов не развита. Кстати сказать, и во всем мире в последние годы строится очень мало таких судов. Бум их постройки эксперты ожидают в 2017 году. Это нам сыграло на руку. Начав строительство сегодня, когда заказов мало, мы получили от судостроителей выгодные условия и за вполне умеренную цену. Относительно, конечно, ведь речь идет о сотнях миллионов рублей.

Турецкая промышленность находится на подъеме и уступает по темпам развития только Китаю. Строить наше судно будут по норвежским технологиям под руководством норвежских инженеров, турецкими будут только рабочие руки. Сами норвежцы уже построили на этой верфи по своим технологиям четыре судна – так что процесс отработан. Основная часть оборудования тоже будет норвежской.

Постройка нового судна позволит нам сохранить бренд Ненецкого округа в рыболовной отрасли. Конечно, проще было бы не тратить такие деньги на обновление флота, а потихоньку проедать их или поделить на всех, как советовали некоторые «умники». Но мы думаем о будущем, а не о том, как по-быстрому набить карман. Иначе через три-четыре года нам пришлось бы продавать наше предприятие или просто закрыть его. Решение председателей поддержали все работники наших колхозов. Они тоже думают о своем будущем, о будущем своих детей и всего округа.

– Алексей Алексеевич, можно ли сказать о конкретных цифрах стоимости судна?

– Я не могу это сделать. Это коммерческая тайна не только наших колхозов, но и тех организаций, с которыми мы работаем. Могу только сказать, что кредит нами взят до 2022 года. За это время, если не произойдет чрезвычайной ситуации, мы рассчитываем погасить его. Новое судно прослужит не менее сорока лет, а то и больше.

– То есть, промысел идет хорошо? Есть чем рассчитываться?

– Прошлый год мы закончили удачно. Положенную нам по квотам рыбу выловили полностью без происшествий и аварий. Цены были не самыми высокими, но и не заниженными.

В этом году путина началась сложнее. Одно судно из четырех мы списали, поскольку близко было подписание договора, а для старого траулера уже требовался большой ремонт. Мы посчитали, что затраты себя не оправдают.

Флот у нас, как я уже говорил, старый. Начались поломки. Причем на одном судне поломка была небольшая, но из-за того, что такое оборудование давно уже не производят, целый месяц ушел на то, чтобы найти запасную деталь. Нашли ее аж в Чехии! А сам ремонт занял три дня.

Поэтому в первом квартале рыбакам пришлось работать напряженно. За три месяца выловили порядка трех тысяч тонн рыбы – это около четверти от годового объема. То есть, путина идет нормально, все суда работают в море. Но время поджимает, потому что в этом году предстоит делать один обязательный классовый ремонт и два доковых ремонта судов.

– Какие характеристики нового судна? Чем оно превосходит старые?

– Сейчас мы ловим судами размерами 9х54 метра. Новое судно будет 15х60 метров. Соответственно, больше будет трюм. Холодильные камеры будут объемом в семьсот тонн вместо нынешних двухсот. Еще одно преимущество – все процессы по обработке рыбы будут автоматизированы: если сегодня процесс в основном ручной, то на новом судне вручную придется только укладывать брикеты с мороженой рыбой. И в отходы пойдут только потроха, остальные части рыбы пойдут на переработку.

Есть еще один важный момент. В последние годы в наших водах, где нам удобно ловить, рыбы было много. Как считают специалисты, вскоре может наступить другой период миграции рыбы и она уйдет к Шпицбергену. А там большие глубины, где наши старые суда работать не могут. А новое сможет работать и в этой зоне. Мощность главного двигателя на нем превосходит теперешние в четыре раза.

Ему не страшно волнение в 6-8 баллов, когда другие суда вынуждены пережидать непогоду. Из-за этого мы сейчас стараемся не ловить зимой – в декабре и январе, а в это время консистенция мяса у рыбы плотнее, что, конечно, сказывается на ее цене. Можно рассчитывать на дополнительные доходы.

Кроме того, мы сократим расходы, поскольку для обслуживания флота нужно будет меньше моряков. Сократятся расходы на ремонт.

Теперь остается подождать два года – это не очень большой срок, ждали гораздо больше. Мы долго шли к этой цели и очень рады, что наша мечта становится реальностью.

– Удачи вам!