Вы здесь

Их года – их богатство

Счастливому союзу Якова и Анны Дуркиных уже 61 год / Фото автора

Больше 60 лет вместе. История семейной пары из Каменки.

Яков Акимович и Анна Фёдоровна Дуркины – о трудотерапии, взаимном уважении, правнуках и берёзовом соке.

Их дом стоит на пригорке – его видно издалека и легко узнать – по маленькому балкончику.

Сегодня, в день проведения в Каменке гонок на «буранах», он мог бы выполнять роль комментаторской кабины – вид отличный. Мои собеседники, правда, признаются: смотреть-то некогда, дела надо делать.

– Хотя я лыжи и биатлон очень люблю смотреть по телевизору, – смеётся Анна Фёдоровна, приглашая в дом.

Звук телевизора – на полную, наши спортсмены соревнуются. Но моя собеседница на время подавляет в себе болельщицкий пыл и начинает беседу. Когда мы говорим о секрете семейного счастья, ветераны смущаются. Он – барабанит пальцами по столу, она – отводит глаза в сторону. Будто вспоминают те юные, но отнюдь не беззаботные годы.

– Для кого супруг, а для кого – товарищ. Вежливый, обходительный, – говорит Анна Фёдоровна про мужа. Тот лишь отмахивается, дескать, чего болтать.

– Пришёл после армии, встретил, так и пошло, – лаконичен Яков Акимович.

– Шутя пока ходил, потом завертелось, – немного подначивает его супруга. Тот нарочито строжится – шутя не шутя, а понравилась, сразу понял, что его будет.

– Мы крутоваты по характеру, но отходчивы. Но я его перебарывала всё-таки, – улыбается женщина. – Всегда всё делали вместе – отдыхали, строили. Я где-то и подсказывала, как и чего делать, он меня прорабом звал. Обижалась, конечно, ну ничего.

– Ладно, ты тут до вечера будешь говорить, – Яков Акимович будто с облегчением ушёл из кухни, а Анна Фёдоровна стала сказывать о себе. На столе – ароматный чай, варенье из клубники со своего огорода.

 

Благодарна детдому

 

Наша героиня родилась в деревне Лёвкинской Усть-Цилемского района:

– Нас было пятеро в семье, я – вторая. Мама меня родила и заболела. В три месяца меня отправили в село Уег, к бабушке с дедушкой, 6,5 лет у них росла. Папа, Фёдор Иванович, торговал, экспедитором был, всё по лесоучасткам пропадал. Воевал под Ленинградом. По интернету узнали, что у него было 33 осколка под сердцем. Делали операцию, один осколок не могли достать. Так и жили в Уеге, работали сутками. Мама, Наталья Константиновна, умерла при родах, в 45-м. Мне тогда восьми лет не было.

Много невзгод пережила Анна Фёдоровна, непрост и тернист её жизненный путь. Отца посадили на шесть лет, за что – непонятно.

– Нас после этого сдали в детдом в Усть-Цильме. Было это в сентябре 1948 года, – у Анны Фёдоровны феноменальная память, спустя десятилетия она помнит многие события из жизни с точностью до дня. – Старшая сестра сбежала к бабушке и сказала, что ни за что не будет жить в детском доме. Ещё одну сестру удочерили. Её забрала одна женщина, но потом спилась – мы её забрали.

В детдоме Анна жила шесть лет – до декабря 1954 года. Она с благодарностью вспоминает те годы:

– В детдоме учили всему – стирать, варить, убирать, вязать. Воспитатели были хорошие. Мы до сих пор с некоторыми детдомовскими общаемся. С подругой Юстиной с 1948 года дружим, созваниваемся.

Потом наша героиня отправилась в Иваново, с отличием окончила фабрично-заводское училище, год отработала на ткацкой фабрике, но по состоянию здоровья ушла. Ну а позже родственники позвали в Каменку. В январе 1959 года будущая жена Якова Дуркина и приехала в деревню.

– Работала в колхозе «Нарьяна ты», сначала он назывался «Возрождение». 3,5 года заведовала колхозными яслями, а в 1966-м открыли государственные ясли. Я там трудилась поваром, прачкой, подменяла заведующую, пыталась побольше заработать, – вспоминает Анна Фёдоровна.

Вот вам и один из секретов семейного счастья – не позволять душе лениться. Ему чета Дуркиных следует всю жизнь – времени на ссоры просто не оставалось.

– Трудиться надо, – глубокомысленно выводит Яков Дуркин, дослушивая историю супруги. Сам он родился в Каменке, тут и учился, потом окончил семь классов в Оксинской школе и уже в городе – ветеринарную школу при колхозе.

– Вернулся в деревню – поставили завфермой. Год отработал, потом в армию, – коротко пересказывает биографию ветеран. – Отец погиб на войне. В 1938 году его послали учиться на председателя колхоза. Когда он вернулся, то удивился, что я ещё жив – лежал при смерти. Я его плохо помню. Мама ушла в 1993-м, на 84-м году, – рассказывает герой нашего материала.

Его отец погиб 29 апреля 1942 года во время Мурманской наступательной операции.

– Высота 341.1, целую бригаду положили, и он там был, – тихо добавляет Яков Акимович.

 

Идеальный дедушка

 

– Шевелюра у него была кудрявая-кудрявая, волосы каштановые, стройненький, но любил выпить, сначала не очень мне показался, а потом вроде и ничего, – вспоминает историю знакомства Анна Фёдоровна, немного понижая голос при слове «выпить», будто бы боясь обидеть супруга, хотя тот уже лет тридцать не пьёт и не курит. С гордостью говорит – «идеальный дедушка у меня». 17 лет трудился бригадиром, грамот – не счесть!

Свадьбу отпраздновали скромно. 11 человек собрались на чаепитии в тесной комнатке дома, которого давно уже нет.

– А этот дом, в котором мы сейчас сидим, был построен в 1962 году, – Анна Фёдоровна, как всегда, точно помнит дату.

– Годы пролетели незаметно, – Якова Акимовича на секунду посетило философское настроение. – Никогда бы не поверил, что доживу до 84 лет.

– Так и прожили в трудах, дети как грибочки пошли – через полтора – два года рождались. Каждое лето на сенокосе, три коровы держали, две лошади, поросят. Я ещё на пенсии 3,5 года работала – в кочегарке, а Яков – девять, – подхватывает супруга.

В доме Дуркиных всегда много гостей. Дети, десять внуков, одиннадцать правнуков. Анна Фёдоровна однажды посчитала – одновременно в доме находилось 28 человек.

 

Море только в кино видела

 

Оба супруга признаются – лучше Каменки нет, в город совсем не тянет.

– Первые годы после приезда в деревню была мысль уехать в город, но муж не хотел. А сейчас и я не хочу, хоть в Нарьян-Маре и квартира есть.

– А на море ездили отдыхать?

– Только в Сольвычегодск, в санаторий. Благодаря этому, наверное, столько и живём. Море я только в кино видела. Дедуля в прошлом году ездил в Ейск с дочкой и зятем, а в позапрошлом –
в Крым. Всю жизнь мечтал там побывать. Ещё бывали на Алтае и в Ленинграде.

Напоследок делаем общее фото.

– Прислонись ко мне немного, а то брошу, – шутя командует жена. Тот смущённо обнимает благоверную. Да, без чувства юмора 61 год вместе точно не прожить. А это ещё один секрет счастливой семейной жизни.

 

Семейный рецепт

Берёзовый сок сцеживаем, доводим до 80 градусов, добавляем сахарный песок, лимонную кислоту.