Вы здесь

По следам Замятина и Оруэлла

Татьяна Золотуева

Молодой прозаик из НАО Татьяна Золотуева вошла в шорт-лист литературного семинара конкурса «Абрамовский большак»

Об успехе автора из Ненецкого автономного округа сообщила региональный эксперт творческого соревнования Инга Артеева.

По её словам, все заявки проходят строгий отбор, а тексты дорабатываются вместе с автором.

– На конкурс были готовы заявиться четыре молодых литератора, – сообщила Инга Александровна. – Однако здесь нужно не просто отправить своё произведение строгому жюри, а немного поработать над ним, чтобы достойно представить наш творческий талантливый округ на серьёзном уровне.

В итоге работа Татьяны Золотуевой «Антиутопии реальности» принесла автору из НАО первую в этом сезоне победу. Организаторы конкурса, творческое объединение – мастерская молодых литераторов при Архангельском региональном отделении Союза писателей России сообщают, что в конкурсную часть вышли участники из Архангельской, Мурманской, Ярославской, Костромской областей и Ненецкого автономного округа. В некоторых регионах отбор был настолько строг, что эксперты даже «не выбрали свой лимит», несмотря на то, что заявок на участие первоначально поступило куда больше.

В округе Татьяна давно известна как творческий человек, однако основное её амплуа – это музыка. Девушка играет на клавишных в группах «Нордбэнд» и RocketPlay, а всё её остальное время посвящено воспитанию маленького Владимира, которому скоро исполнится год.

Володя наверняка ещё покажет свои таланты, а мы с удовольствием познакомим вас с литературными «детишками» молодого литератора. Читайте отрывки из конкурсной работы Татьяны, встречайте нового автора!

 

Татьяна Золотуева

Антиутопии реальности

Часто в «диванных» культурно-политических дебатах собеседники любят прибегать к сопоставлению авторитарных государств из романов-антиутопий и государств из реального мира. Оруэлл, Хаксли, Замятин, Брэдбери или Стругацкие – и кто был прав?

А что, если романы-антиутопии – это не калька на современное государство, любое из многих, не портрет каких-то правителей, а пророческий слепок с общества в целом?

 

Зарисовка 1

Идущая впереди женщина держит маленькую девочку за руку. «Мама, а мы сегодня пойдём в торговый центр?» – тоненький голосок цепляется за мои мысли. Я уже некоторое время живу в Мегаполисе и наблюдаю за его жителями, для большей части горожан торговые центры стали местом досуга, развлечения. Они просто ходят по ним, глазеют на витрины, наперебой кричащие: «Посмотри на меня!», непременно заходят на фудкорты – так работает рабская цепочка: заработать-потратить-заработать-потратить. И, чтобы никто не успел понять, что происходит – непременные атрибуты приглушения человеческого внимания: громкая музыка из каждого магазина, мигающие лампочки, надписи, формирующие единый информационный шум, который заглушает наши собственные мысли.

Оглушённые им, мы заходим в социальные сети, общаемся с друзьями, перебрасываясь малозначительными фразами, которые забудем из-за того, что наше сознание в этот момент перегружено. Мы получаем иллюзию общения, иллюзию досуга, иллюзию смысла нашей жизни.

«Со стен на него обрушивалась страшная гроза звуков. Музыка бомбардировала его с такой силой, что, казалось, кости выдирались из сухожилий; он чувствовал, как вибрируют челюсти, как болтаются в глазницах глаза. Он был готовым пациентом для больницы, диагноз: сотрясение мозга. Когда всё стихало, он чувствовал себя как человек, которого сбросили со скалы, потом раскрутили в центрифуге, потом выплюнули в водопад, а водопад этот нёсся, нёсся, нёсся в пустоту, пустоту, пустоту и никогда-не-достигал-дна-никогда-так-и-не-достигал-дна…»

«451 градус по Фаренгейту», Брэдбери

 

Зарисовка 3

Вандалы опять разгромили уличную остановку. Подростки разрисовали стены. Кто-то украл случайно забытый телефон. «Нужно установить камеры! Тогда точно никто не будет пакостить!», «Найти по камерам и наказать!», «А где же ваш «Безопасный город», в котором всё видно по камерам?!» – социальные сети пестрят комментариями в ответ на происходящие нарушения.

Но с какого момента камеры и какой-то воображаемый человек, который за ними следит, стали для нас бОльшими контролёрами, чем собственная совесть? Чем хуже элементарные принципы и правила поведения, которые мы впитываем с самого детства? Странно осознавать, что в 1949 году, когда вышел в свет роман «1984», для читателей слежка была чем-то из ряда вон выходящим. Да, появление волшебных экранов, через которые следили за жителями, можно списать на предтечу современных систем наблюдения, но ведь предсказание это имело совсем не позитивный характер.

В начале двухтысячных в эфир выходило шоу «За стеклом», в котором герои реалити-шоу 24/7 жили под прицелом видеокамер. И ещё тогда казалось, что подобная жизнь – серьёзное психологическое испытание для человека. Сейчас, спустя всего лишь двадцать лет, мы не замечаем того, что камеры установлены в ресторанах, на наших рабочих местах, в фитнес-центрах, зонах отдыха. Камеры и таинственный наблюдающий становятся нашей обычной реальностью. Когда-то люди боялись, что за нарушение Заповедей их ждёт кара. После – боялись усыпить свою совесть и честь. Сейчас, словно у нас не осталось надежды на самих себя, мы боимся только лишь того, что нас кто-то заснимет.

«Голос шёл из заделанной в правую стену продолговатой металлической пластины, похожей на мутное зеркало. [...] Телекран работал на приём и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шёпотом; мало того, покуда Уинстон оставался в поле зрения мутной пластины, он был не только слышен, но и виден».

«1984», Оруэлл