Вы здесь

Борьба за каждый миллион

На заседании постоянной парламентской комиссии по экономической политике и бюджету рассмотрели два вопроса. Основным из них стали изменения в законопроект «Об окружном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Докладчиком по вопросу корректировки главного финансового документа выступила заместитель губернатора НАО – руководитель департамента финансов и экономики округа Татьяна Логвиненко.

В законопроекте параметры окружного бюджета на текущий год увеличиваются по доходам на 1 012 736,3 тыс. рублей и расходам на сумму 1 012 111,3 тыс. руб-лей.

Параметры доходной части вырастут за счет налоговых доходов в размере 555,5 млн рублей, неналоговых – 344,8 млн рублей, а также безвозмездных поступлений в сумме 112,4 млн рублей.

Чтобы не утомлять читателей «Парламентского вестника» обилием цифр с множеством нулей, направим их на официальный сайт Собрания депутатов НАО www. sdnao.ru, где законопроект № 350-пр находится в свободном доступе, как и множество других важных документов. В том числе – вынесенных на общественное обсуждение.

По поводу доходной части бюджета вопросов у парламентариев возникло немного. В основном сомнения были связаны с налоговыми поступлениями от Харьягинского месторождения. Ведь понятно, что абсолютно точно предсказать цену барреля нефти и колебания курса рубля невозможно.

Зато обсуждение каждой расходной строки проходило достаточно бурно. При существующем состоянии регионального бюджета народные избранники боролись за каждый миллион. Добавим лишь, что с начала текущего года региональный бюджет переверстывается в четвертый раз.

Общие расходы из окружного кошелька в текущем году предлагается увеличить на 1 012 111,3 тыс. рублей. Миллиард целковых – совокупность расходов по профильным департаментам.

И вновь рекомендуем читателям «НВ» обратиться к бюджетному законопроекту, опубликованному на сайте Собрания депутатов НАО.

А расскажем лишь о том, что не вошло в официальный документ. Так, народные избранники приняли в штыки расходы на разработку новой стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа.

В текущем году предлагается выделить на эти цели три миллиона бюджетных средств, в 2018 году – еще десять миллионов. Аргумент таков: необходима новая стратегия, чтобы понимать, как развиваться дальше вместе со всей страной, то есть до 2030 года. Силами местных специалистов понять, куда двигаться округу, будет непросто, а за тринадцать миллионов целковых специально обученные ученые мужи покажут, как сделать это лучше. Мол, нам еще недорого обойдется, так как Ямало-Ненецкому округу такой документ стоил 30 миллионов рублей.

– Давайте ориентироваться на Мезенский район Архангельской области, где проживает такое же число жителей, как в округе, – прокомментировал ситуацию депутат окружного Собрания Виктор Кмить. – Получается так, что эти документы пишутся для галочки, чтобы отчитаться перед правительством, и никакой практической пользы для округа не несут. Как нам пригодилась стратегия социально-экономического развития НАО, рассчитанная до 2020 года?

– Стратегии не живут отдельной жизнью, – парировала Татьяна Логвиненко. – Действие старого документа заканчивается, и социально-экономическое развитие нашего региона от него не особо отклоняется. Мы должны идти в ногу со всей страной. В новом документе социально-экономического развития НАО вновь будет ориентация на нефтянку и на развитие предпринимательства.

В итоге дебатов финансирование документа, где содержался бы новый алгоритм движения в светлое будущее, решено было отклонить.

Прения развернулись и по расходам на департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта. Ведь в расходной части бюджета в данной статье запланировано наибольшее увеличение – более 761 млн рублей. Из них 31 млн рублей – это предоставление субсидий на перевозки воздушным и водным транспортом по межмуниципальным маршрутам. Более 92 млн рублей будет направлено на предоставление субсидий по коммунальным услугам. Свыше 112 млн рублей – на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

В частности, в пояснительной записке к законопроекту предлагается «…увеличение бюджетных ассигнований на содержание

КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» в общей сумме 24 934 тыс. рублей, из них 2 576,4 тыс. рублей – на приобретение и внедрение специального программного продукта ADVANTA; 12 186,1 тыс. рублей – на проведение капитальных ремонтов, установку видеокамеры на посту весового контроля в поселке Харьягинском и услуг по видеонаблюдению, приобретение снегоболотохода, водного транспорта и комплектующего оборудования, снегохода; 9 799,5 тыс. рублей – на уплату налога на имущество, 372 тыс. рублей – на уплату штрафов».

И тут вновь не обошлось без замечаний со стороны народных избранников. Депутаты были единодушны – необходим контроль использования бюджетных средств, особенно если дело касается дорожного строительства.

– Все деньги идут на город, мы забываем про поселения, – отстаивала интересы жителей заполярной глубинки депутат Наталья Кардакова. – Будут ли достроены детсады в Харуте и Хорей-Вере? Строим дороги в городе, но в селе тоже надо!

В свою очередь окружная администрация кивает на Заполярный район, мол, он не справился с долгостроем. Одна надежда, что новое руководство Нарьян-Мара не допустит долгостроя на своей территории. В законопроекте предусмотрены 120 млн рублей на субсидию городскому округу.

Средства пойдут на обеспечение транспортной инфраструктурой территории индивидуальной жилой застройки «Старый аэропорт», на осуществление дорожной деятельности, на подготовку коммунальных объектов к осенне-зимнему периоду.

Если говорить о частностях бюджетных расходов на городские нужды, то заботу о приборах видеофиксации планируется передать «Службе заказчика», также предполагается раздельный сбор мусора. Для этого планируется в рамках пилотного проекта на территории Нарьян-Мара и поселка Искателей ввести погружные контейнеры.

Еще один важный вопрос – бюджетные ассигнования департаменту образования, культуры и спорта НАО, которые планируется увеличить на 170 млн рублей. Средства будут направлены, в том числе на организацию питания в детских садах сельских населенных пунктов, на проведение текущего и капитального ремонта образовательных организаций округа. И тут не обошлось без полемики.

– Везде в селах сокращаем расходы, объединяем детсады и школы, оптимизируем трудовые коллективы, – не сдерживает эмоций Наталья Кардакова. – А в городе предлагают ввести двадцать новых ставок для концертного ансамбля Дворца культуры «Арктика». Выходит, петь и танцевать сейчас гораздо актуальнее? Как в басне про стрекозу и муравья?

В итоге после жарких дебатов сумму 6 миллионов рублей на концертный ансамбль парламентарии не согласовали. Вопросы возникли и по расходам на капитальные и текущие ремонты образовательных учреждений, приобретение для них необходимого оборудования. Выяснилось, что выглядит проблематичным ввод в эксплуатацию к новому учебному году школьной новостройки в Нижней Пеше.

– Если нет уверенности в свое-временной сдаче объекта, тогда 9 миллионов, предназначенных для оборудования здания школы в Пеше, можно направить на другие объекты? – пыталась выяснить перспективы вице-спикер регионального парламента Татьяна Бадьян. – Или потратить их на нужды инклюзивного образования?

Стратегически важная статья бюджетных расходов касается нужд агропромышленного комплекса. Дополнительные средства выделены на субсидии товаропроизводителям. Вице-спикер Александр Лутовинов грудью встал на защиту интересов производственников.

– Я за разумный подход к распределению бюджетных средств, – сказал Александр Ильич. – Если кому-то выделяем деньги, кому-то урезаем, то надо держать деятельность предприятия на контроле. В любом случае необходимо оказывать поддержку местным производителям, выпускающим хлеб, молочные и мясные продукты питания. Такие меры помогают сдерживать рост цен на продукты питания местного производства. А это в свою очередь притормаживает цены и на привозные товары.

В частности, к судьбе акционерного общества «Вита» решено было вернуться осенью, после депутатских каникул.

По итогам обсуждения были сформулированы рекомендации в адрес исполнительной власти. По отдельным пунктам депутаты подготовили запросы о предоставлении более подробной информации. Например, в каких населенных пунктах округа планируется разработка указанных документов градостроительной деятельности? Что планируется построить в сельских поселениях, чем обоснована та или иная стои-мость этих работ? И так далее…